Юридическое сопровождение проектов в индустрии Game development
- Юридическое сопровождение проектов в индустрии Game development
- Что такое game development?
- Субъекты индустрии видеоигр.
- Какой договор оформлять с разработчиком видеоигры?
Видеоигры и киберспорт на сегодняшний день являются наиболее динамично развивающейся отраслью мирового сегмента развлечений. Первая игровая приставка появилась еще в 1985 году, и уже тогда девелоперы подняли тему юридической защиты прав на свою разработку. Вопрос о защите прав интеллектуальной собственности на видеоигры является комплексным. Видеоигра представляет собой мультимедийный продукт, состоящий из аудио и визуальных произведений, 3D моделей, анимационных цепочек и ряда других элементов, поэтому необходимо документально оформлять передачу каждого из элементов видеоигры.
Что такое gamedevelopment?
Game development – многоуровневый процесс создания отдельных элементов видеоигры для последующего их наложения и соединения друг с другом в целях получения полноценного алгоритмизированного мультимедийного продукта. Видеоигра – это не только то, что мы видим на экранах приставок, планшетов и ПК. Помимо разработанных 3D моделей героев, графического дизайна местности, сюжета игры, музыкального и звукового сопровождения, девелоперы перед этим создают программные коды и базу данных. Каждый из упомянутых элементов является объектом охраны правом интеллектуальной собственности, а результаты интеллектуальной деятельности, подлежат защите соответствующим способом: например, дизайн 3D модели защищается авторским правом, а разработанное для видеоигры ПО защищается патентом и тд.
Субъекты индустрии видеоигр
На рынке видеоигр главными субъектами выступают девелоперы (разработчики) и паблишеры (издатели) – компании, которые издают и реализуют на рынке новые компьютерные игры. Следует отметить, что разработчиками могут быть как крупные IT компании (например, Electronic Arts, Valve Corporation), так и независимые разработчики. Как правило, и первые, и вторые могут как самостоятельно создавать видеоигры и затем обращаться к паблишерам для их монетизации (заключается лицензионное соглашение), так и разрабатывать видеоигры по договору авторского заказа.
Какой договор оформлять с разработчиком видеоигры?
Самые сложные вопросы, связанные с созданием и продажей видеоигр, лежат в плоскости юриспруденции. Девелоперы и паблишеры задаются вопросами о том, каким юридическим механизмом обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности и как не допустить правового конфликта. Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в этом разделе статьи.
Представим ситуацию, в которой конкретный паблишер обладает информацией о потребности рынка в новой игре, которая предназначена для ПК. Паблишер обращается к индивидуальному разработчику или девелоперской компании с целью финансирования проекта по созданию востребованной на рынке игры. Разработчики принимают предложение и заключают с паблишером договор. Отношения между паблишером и девелопером могут быть оформлены через различные договорные конструкции:
- Договор возмездного оказания услуг и выполнения работ
- Договор авторского заказа
- Создания служебного произведения
Как правило, если паблишер имеет дело с независимым разработчиком, который обладает умениями и знаниями, необходимыми для создания «открытого мира» («открытый мир» – термин в игровой индустрии, описывающий игровую вселенную, в которой происходят все действия и события), 3D моделей персонажей, создания музыкального сопровождения и разработки кодов для игры, то все права на данные результаты интеллектуальной деятельности в итоге будут принадлежать именно девелоперу, если он не согласится на их абсолютное отчуждение. Обычно паблишер по договору приобретает исключительные права на продажу, доработку и рекламу игры. Разработчик в свою очередь получает определенную договором в процентном выражении финансовую выгоду от продажи игры через сервис.
Геймерам необходимо будет принять лицензионное соглашение с конечным правообладателем, даже если покупка игры осуществляется на платформе паблишера. Обычно это происходит между издателем и конечным пользователем. Таким образом, любые права, которые издатель лицензирует конечному пользователю, должны быть соответствующим образом определены как те права, которые ранее были переданы издателю в соответствии с соглашением с разработчиком.
Если же разработкой занимается девелоперская компания со штатом работников, то должны быть соблюдены несколько условий. Во-первых, лица, являющиеся специалистами в той или иной отрасли геймдевелопмента, осуществляют взаимодействие с компанией на основе трудового договора. Раздел «Права и обязанности работника» должен содержать положение о создании работником служебных произведений, которые в последующем становятся собственностью компании. Соответственно, компания обязана издать локальный нормативный акт - Положение о служебных произведениях, с которым должен быть ознакомлен работник. Для того, чтобы проект был грамотно запущен и в его процессе не возникло никаких юридических казусов, следует составлять определенную документацию:
- Служебное задание
- Отчет о выполнении служебного задания
- Акт приема-передачи служебного задания
- Соглашение о выплате вознаграждения
По соглашению сторон определяется, как часто работник обязан отчитываться перед работодателем о промежуточных результатах.
Таким образом, мы рассмотрели наиболее важные детали оформления отношений по разработке видеоигры. Следует ответственно отнестись к оформлению договора и сопровождающей деятельность документации в целях минимизации риска невыплаты вознаграждения разработчику или предъявления им претензии относительно незаконного использования его результатов интеллектуальной деятельности. Компания А4 Law Firm поможет составить всю документацию, в зависимости от того, являетесь ли вы разработчиком или издателем, устранив все возможные правовые риски.
ВОПРОСЫ?