Юридические модели работы агрегаторов и маркетплейсов
- Юридические модели работы агрегаторов и маркетплейсов
- Что представляет собой маркетплейс/агрегатор?
- Важные шаги на этапе запуска проекта
- Разработка юридической модели
Сегодня российские маркетплейсы и агрегаторы пользуются огромной популярностью, ведь могут предложить потенциальным покупателям невысокие цены, а производителям и поставщикам — увеличение оборотов и хорошие условия сотрудничества. Но по каким юридическим моделям они должны работать на территории РФ? Рассмотрим ключевые тонкости вопроса.
Что представляет собой маркетплейс/агрегатор?
В текущем законодательстве Российской Федерации нет четких определений для этих понятий. Даже больше — работа маркетплейсов /агрегаторов не регулируется ни одним законом. Если лишь некоторые нормы, которые можно отнести к определенным ситуациям. Так, начиная с 2019 года в законе «О защите прав потребителей» появилась доработка, которая дает разъяснение понятию «товарный агрегатор». Так, чтобы квалифицироваться в качестве маркетплейса/агрегатора, нужно одновременно отвечать 3-м факторам:
- Позволять потенциальному покупателю знакомиться с предложением от рекламодателя в рамках договора купли-продажи определенного продукта.
- Иметь возможность заключения с продавцом договора купли-продажи (или договора возмездного оказания определенной услуги).
- Принимать оплату за продукт или услугу путем перевода денег продавцу от покупателя (с соблюдением всех требований к безналичным расчетам).
Также, по информации из статьи 10, части 4 ФЗ №-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», новостным агрегатором может выступать программное обеспечение, веб-ресурс или его отдельная страница, где на российском языке публикуется контент с целью продажи какого-либо товара или услуги. Каждый день доступ к такому агрегатору должны иметь более 1 миллиона посетителей.
Важные шаги на этапе запуска проекта
Многие думают, что при запуске маркетплейса нужно обращаться к юристу уже после того, как проект начинает полностью функционировать. Но в реальности за юридической помощью необходимо обратиться раньше, ведь нужно решить следующие вопросы:
- в статусе какой компании будет работать агрегатор/маркетплейс;
- какая расчетная система будет использоваться;
- как работать с онлайн-документацией.
Подобные вопросы обязательно должны решаться в рамках формирования юридической модели и до запуска проекта, который мы рекомендуем проводить в следующей последовательности:
- Анализ правовых и финансовых рисков, организационной структур, юридического статуса, основных бизнес-процессов маркетплейса.
- Разработка юридической и налоговой базы для нормального функционирования агрегатора.
- Построение эффективной и прозрачной системы монетизации и денежного оборота.
- Построение системы документооборота.
- Разработка документации по защите личных данных пользователей и соблюдения требований российского законодательства (перечень приведен ниже).
Разработка юридической модели
Юридическая модель — описание работы компании (простыми словами). Она обязательно включает в себя юридическую документацию, регламентирующую работу интернет-сайта, регистрацию пользователей, реализацию проекта в целом:
- политику конфиденциальности;
- правила работы с персональными данными (ПД), согласие на обработку ПД;
- шаблоны договоров между поставщиком и клиентом, возмездного оказания услуг, комиссии, агентского и т.д.;
- пользовательское соглашение;
- правила реализации товаров/оказания услуг.
Статус (тип деятельности согласно правовому полю)
Часть модели, включающая нормы закона, регулирующие деятельность компании. Обычно маркетплейсы и агрегаторы подпадают под нишу B2C (от бизнеса клиенту). Но стоит изучить вопрос глубже и провести анализ судебной практики — отыскать похожие формы деятельности и определить, какие нормы могут применяться со стороны госструктур и судовой системы.
Риски
Часть, вытекающая из предыдущей. Здесь важно определить, бывали ли случаи закрытия компаний, которые работали по такой же схеме, что и ваша, блокировались по каким-либо причинам сайты, приложения, наступали ли еще какие-либо последствия. Чем больше потенциальных рисков получится найти, тем проще будет поработать над тем, как вести их к минимуму.
Модель договора
Основная часть модели. Перед ее составлением первым делом нужно определить, какой конкретно проект будет реализован и как именно он будет работать. Обычно здесь нужно рассматривать 3 модели:
- Реализация товаров/услуг от имени проекта. Похоже на классический интернет-магазин, но по факту после поступления заказа от клиента компания ищет продукт у производителя.
- Продажа от имени производителей/поставщиков. Многие маркетплейсы реализовывают свои товары именно так. При заказе клиент понимает, что продавец — не сам маркетплейс, а какой-то ИП.
- Совмещенная модель. Подразумевает совмещение двух вариантов, описанных выше.
Вот почему так важно еще на этапе разработки и планирования работы маркетплейса/агрегатора обратиться к юристу и понять:
- кто будет фактическим продавцом (сама площадка или поставщик);
- как будет реализовываться продукт (например, по предварительному заказу, «с колес» и т.д.);
- каким образом будет производиться оплата товара/услуги (через маркетплейс, напрямую производителю, на транзитный, расчетный, номинальный или другой счет).
После проработки всего этого нужно еще и определить, с чего будет складываться заработок самой площадки, а также решить вопросы касаемо: логистики, арбитража (разрешения спорных ситуаций), вспомогательных услуг (например, рекламы).
Специалисты A4 Law firm разработают оптимальную концепцию запуска вашего маркетплейса или агрегатора, выстроят прозрачную налоговую и юридическую конструкцию, разработают список рекомендаций, необходимых для эффективного ведения проекта. Обращайтесь, +7 (499) 841-05-05.
ВОПРОСЫ?