Упаковка локальной франшизы для выхода на иностранные рынки
Если ваша франчайзинговая модель успешно работает в России, одним из следующих этапов развития может стать выход на зарубежные рынки. Выбор страны зависит не только от экономических факторов. На это может повлиять также налогообложение и внутреннее регулирование в этой юрисдикции. В любом случае также нужно учитывать российское валютное регулирование. О том, на какие аспекты обратить внимание при продаже франшизы за границу, вы можете прочитать в нашей статье.
Содержание:
- Как заключить договор франшизы с зарубежным франчайзи
- Валютное регулирование при заключении договора франчайзинга с нерезидентом
- Налогообложение роялти и паушального взноса от нерезидента при заключении договора франшизы
Как заключить договор франшизы с зарубежным франчайзи
Определив рынок, на который планирует выйти российский франчайзер, необходимо ознакомиться с регулированием франчайзинга в этой стране. Прежде всего это касается заключения договора. Во-первых, некоторые условия универсальны. Например, роялти или паушальный взнос не зависят от национальных законов, однако везде могут быть особенности. Чем сложнее условия вашего договора, тем стоит больше углубиться в регулирование. Размер вознаграждения может различаться в зависимости от целевой аудитории в разных странах. Во-вторых, в большинстве стран, не являющихся членами СНГ, распространена обязанность для франчайзера по раскрытию информации. Например, франчайзер будет обязан сообщить о привлечении к ответственности его менеджеров. Обязательным может быть также сообщение о количестве франчайзи, причинах закрытия и др. В-третьих, необходимо проверить, существуют ли дополнительные обязанности в других странах, например, по страхованию ответственности и др.
Валютное регулирование при заключении договора франчайзинга с нерезидентом
Заключая договоры с нерезидентом и получая от них паушальные взносы и роялти, придется столкнуться с российским валютным регулированием. Основной обязанностью в этой сфере является репатриация валюты (ст. 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле»). На российскую организацию возлагается обязанность обеспечить получение от нерезидента на свой банковский счет платы за переданные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Такой счет должен быть открыт в уполномоченном банке, которому будет необходимо предоставлять подробную информацию о валютных операциях. Особое внимание стоит уделить этому, так как нередки случаи привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. В этом случае штраф будет измеряться в долях от стоимости валютной операции. Поэтому если вы планируете продать франшизу зарубежным партнерам, стоит оценить валютные риски.
Налогообложение роялти и паушального взноса от нерезидента при заключении договора франшизы
Продавая франшизу иностранной организации, вы заключаете договор с нерезидентом. От этого зависит налогообложение вашего дохода.
Во-первых, вам не нужно платить НДС, поскольку местом реализации услуг не является Россия. НДС будет платить франчайзи.
Во-вторых, если возникают отношения с нерезидентом, нужно учитывать нормы соглашений об избежании двойного налогообложения. Они заключены Россией с большим количеством государств и позволяют не платить налоги в двух странах одновременно. В соответствии с этими соглашениями применяются следующие ставки:
- ЕАЭС
- 10% - Казахстан (ст. 12 Конвенции)
- 10% - Киргизия (ст. 12 Соглашения)
- 10% - Беларусь (ст. 12 Соглашения)
- 0% - Армения
- 10% - Украина (ст. 12 Соглашения)
- 0% - США
- 0% - Кипр
- 6% - Китай
Таким образом, договор франшизы с зарубежной компанией невозможен без привлечения юристов. Этот процесс включает в себя сразу множество аспектов: особое налогообложение, требования валютного законодательства, соответствие национальным условиям. Хотя бизнес-модель остается такой же, правовое оформление может поменяться. Вероятно, российскому франчайзеру нужно будет раскрыть большое количество информации о своей деятельности. Кроме того, расчет прибыли также зависит от соглашений с государством, в которой будет распространяться франшиза, поскольку в них установлены правила, предотвращающие двойное налогообложение. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь с подготовкой франшизы для зарубежного рынка, свяжитесь с юристами A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?