Составление договора франшизы
Одним из способов распространения своего бренда является работа по франшизе. Этот вариант может быть выгодным и для приобретателя франшизы, который получает готовый алгоритм работы. Для этих процессов необходимо правовое оформление в виде договора коммерческой концессии или франшизы. Для этого необходимо вначале выбрать форму договора, затем договориться по существенным условиям и в определенных случаях зарегистрировать договор. О том, как заключить договор франшизы, вы можете прочитать в этой статье.
- Выбор формы договора: коммерческая концессия и альтернативы
- Шаги при заключении договора коммерческой концессии
Выбор формы договора: коммерческая концессия и альтернативы
Перед заключением договора франшизы необходимо обратить внимание на регулирование и понимать, какой договор заключают стороны. В законодательстве предусмотрен договор коммерческой концессии (гл. 54 Гражданского Кодекса РФ). Квалифицирующим признаком этого договора является предоставление комплекса исключительных прав, в том числе права на товарный знак или знак обслуживания (ст. 1027 Гражданского Кодекса РФ). Если франчайзер не передает товарный знак, то договор следует квалифицировать как смешанный, т.е. он содержит в себе элементы различных договоров.
На практике распространено использование альтернативных форм: лицензионный договор, договор возмездного оказания услуг, агентский договор, открытие филиалов. Однако это содержит в себе определенные риски. Например, коммерческая организация заключила с физическим лицом лицензионный договор. Суд установил, что отношения сторон являются фактически концессионными. Договор коммерческой концессии может быть заключен только между коммерческими организациями или ИП. Суд признал договор ничтожным, обосновывая тем, что стороны пытались обойти нормы о субъектах договора концессии (33-32410/2019). Таким образом, если вы выбираете иной договор, необходимо определить вероятность его переквалификации в договор коммерческой концессии, а также проверить договор на нарушение норм о коммерческий концессии.
Преимущества и недостатки договора коммерческой концессии
Особенности заключения договора коммерческой концессии по сравнению со смешанным могут быть как преимуществами, так и его недостатками. В первую очередь это связано с регистрацией:
- Роспатент рассматривает договор в течение 45 дней, в случае ошибок предоставляет 3 месяца на исправление, и затем вновь рассматривает до 45 дней;
- Нужно заплатить пошлину за регистрацию;
В то же время регистрация предоставляет гарантии франчайзи и франчайзеру. При отсутствии регистрации предоставление прав признается несостоявшимся. На практике в каждом деле суд обращает внимание на фактические обстоятельства. Если франчайзи действительно использовал товарный знак, отсутствие регистрации фактически никак не скажется. Если же франчайзи не использовал и регистрация не произошла, то вознаграждение придется вернуть как неосновательное обогащение. Регистрация в Роспатенте упрощает для сторон процесс доказывания.
Общие аспекты при составлении договора франшизы независимо от формы
Самое главное условие договора, которое является обязательным и без которого договор будет признан незаключенным, - предмет. Предмет договора коммерческой концессии заключается в предоставлении комплекса исключительных прав, одним из которых обязательно является право на товарный знак. Если по договору передается ноу-хау без товарного знака, то суд не квалифицирует данный договор как коммерческую концессию, а Роспатент откажет в регистрации. Передача товарного знака подразумевает, что франчайзеру принадлежат исключительные права на зарегистрированные товарные знаки. Если контрагент еще не зарегистрировал, это можно прописать в договоре как одну из обязанностей. Однако стоит помнить, что это дополнительные для вас риски и могут привести к судебному разбирательству, если франчайзер будет вести себя недобросовестно (А51-11422/2016). Чтобы идентифицировать результаты интеллектуальной деятельности, стоит обозначить в договоре номера документов, удостоверяющих права франчайзера.
Для договора коммерческой концессии обязательна письменная форма. Кроме того, он подлежит государственной регистрации в Роспатенте. Более подробно про регистрацию вы можете прочитать в нашей статьей «Как регистрировать договор коммерческой концессии в Роспатенте». Что происходит, если стороны не выполняют эти условия:
- Если стороны не согласовали письменную форму, договор коммерческой концессии признается ничтожным.
- Если правообладатель не зарегистрировал договор коммерческой концессии, то закон указывает на следующее последствие: предоставление права использования считается несостоявшимся. Очень часто пользователи (франчайзи) ссылаются на эту норму и просят вернуть средства, хотя фактически пользовались исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Суды видят в этом злоупотребление правом и отказывают, поэтому регистрация не отменяет ваш договор (А76-29378/2019).
Также в договоре коммерческой концессии необходимо предусмотреть способ вознаграждения правообладателя. В целом можно выделить паушальный взнос (единоразовый платеж) и роялти (периодические платежи: фиксированные или переменные). Более подробно про способы вознаграждения вы можете прочитать в нашей статье «Роялти, паушальный взнос и налогообложение по договору франшизы».
Шаги при заключении договора коммерческой концессии
Если вы заключаете договор коммерческой концессии, можно следовать по такой инструкции.
Шаг 1. Нужно определить, какие исключительные права будут переданы франчайзи. Среди них обязательно должно быть право на товарный знак.
Шаг 2. Затем стоит определить, какие услуги будет предоставлять франчайзер (консультационные, поставка товаров/материалов и др.).
Шаг 3. Определить, на ком лежит обязанность по регистрации. По общему правилу, на правообладателе. Прописать в договоре, какой способ вознаграждения.
Шаг 4. Зафиксировать момент исполнения договора, в частности, составить акт приема-передачи, который поможет вам доказать факт исполнения договора.
Таким образом, заключение договора коммерческой концессии – процесс, начинающийся с декомпиляции вашего бизнеса на части, в том числе результаты интеллектуальной деятельности, и заканчивающийся регистрацией в Роспатенте. Игнорирование любого из условий в договоре может привести к отказу в регистрации, поэтому составление договора должно происходить в соответствии с четкой инструкцией. Однако франчайзер должен решить, является договор коммерческой концессии оптимальным для него или лучше подойдет смешанный. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь составлением договора франшизы, свяжитесь с юристами A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?