Регистрация компании для маркетплейса
Деятельность маркетплейса, как и любого другого бизнеса, предполагает множество юридических аспектов. Одним из них является регистрация юридического лица, которая является обязательным начальным этапом. Чтобы правильно определить все юридические параметры компании, необходимо выбрать будущие алгоритмы работы маркетплейса. Ошибки при регистрации компании могут усложнить работу маркетплейса. О том, как правильно зарегистрировать компанию для маркетплейса, вы можете прочитать в нашей статье.
Содержание:
- Организационно-правовая форма для маркетплейса
- Выбор системы налогообложения для маркетплейса
- Выбор страны для регистрации компании-маркетплейса
Организационно-правовая форма для маркетплейса
Организационно-правовая форма предопределяет следующие вопросы:
- Ответственность предпринимателя;
- Распределение прибыли;
- Порядок передачи прав на маркетплейс;
- Начало и прекращение деятельности;
- Количество владельцев бизнеса.
Организационно-правовая форма должна соответствовать фактическим отношениям владельцев маркетплейса и удовлетворять их запрос. Однако их перечень ограничен законом, поэтому из существующих необходимо выбрать наиболее подходящую для вас. Наиболее распространенными формами являются индивидуальный предприниматель (ИП), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО).
Первый вопрос – количество учредителей. Для индивидуального ведения подходит ИП, однако если учредителей один и более, то учредить можно будет либо ООО, либо АО. В то же время максимальное количество участников ООО – 50.
Второй важный вопрос – каким имуществом отвечает владелец. У ИП нет деления на личное имущество и имущество для предпринимательской деятельности, отвечает перед кредиторами он всем имуществом. В ООО и АО ответственность, по общему правилу, ограничена
- В ООО – стоимостью принадлежащей доли;
- В АО – стоимостью принадлежащих акций.
Такое деление происходит из сущностного различия: АО и ООО – юридическое лица, которые владеют собственным имуществом.
Третий вопрос – бухучет. ООО и АО обязаны вести бухгалтерский учет, в отличие от ИП.
Четвертый вопрос – передача маркетплейса. Для того чтобы передать права на маркетплейс в случае с ООО вам необходимо продать долю, при АО - акции. С ИП процедура будет сложнее, так как фактически вы владеете всем имуществом раздельно. В ООО и АО можно передавать часть, если вы не единственный участник. Но в ООО передача будет осложнена преимущественным правом других участников, которые имеют приоритет в покупке доли перед третьими лицами.
Пятый вопрос – распределение прибыли. В случае с ИП вы являетесь единственным владельцем и вы получаете всю прибыль, в то же время вы всегда можете забрать имущество. В ООО и АО размер прибыли участника пропорционален его доли/акциям.
Шестой вопрос – статус на рынке. ИП, несмотря на полную ответственность, пользуются меньшим доверием в сравнении с ООО и АО, поскольку последние являются юридическими лицами.
Выбор системы налогообложения для маркетплейса
Выбор системы налогообложения зависит от
- Организационно-правовой формы;
- Размера доходов;
- Способов монетизации;
- Алгоритма платежей маркетплейса.
Во-первых, стоит отметить общие ограничения упрощенной системы налогообложения (УСН).
- Численность работников – не более 100 человек;
- Доля участия других юридических лиц – не более 25%;
- Доходы, полученные за год, - не более 150 млн рублей;
- Запрет филиалов/представительств.
С 2021 г. превышение некоторых из этих ограничений не приводит к автоматическому запрету применения УСН, но повышает ставки.
Во-вторых, стоит определить, что будет рассматриваться прибылью или доходом маркетплейса. Стоит оговориться, что большинство маркетплейсов работают по агентской системе. О том, какие договорные конструкции используются маркетплейсами вы можете прочитать в другой статье «Договорная конструкция маркетплейса». Тогда прибылью будет считаться агентское вознаграждение.
Обязанность уплачивать НДС также зависит от системы налогообложения. С агентского вознаграждения НДС должен платить маркетплейс на ОСНО.
Выбор страны для регистрации компании-маркетплейса
С одной стороны, зарегистрировать юридическое лицо в России проще, если участники находятся в России или являются гражданами РФ. Тем не менее, особенности российского регулирования могут не позволить учредить здесь компанию. Например, российским законодательством запрещена оплата криптовалютой. Поэтому необходимо будет выбрать иную юрисдикцию.
Таким образом, регистрация является юридическим стартом маркетплейса. Выбор юрисдикции, организационно-правовая форма и система налогообложения – три правовых фактора, влияющие на успешность вашего бизнеса. Чтобы снизить эти риски, стоит ответственно подойти к учреждению юридического лица. Наиболее распространенной формой является ООО, а УСН может быть выгодной системой, хотя универсального решения для маркетплейса не существует. Поэтому все аспекты должны быть рассмотрены с учетом особенностей платформы. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь с регистрацией компании для маркетплейса, свяжитесь с юристами A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?