Правовое регулирование проектов виртуальной реальности
- Общие вопросы правового регулирования проектов виртуальной реальности
- Какие законы охраняют права владельцев технологий погружения в РФ?
- Патентное право для защиты VR проектов
- Авторские права
Правовое регулирование проектов виртуальной реальности
Одним из последних достижений в развитии цифровых технологий стали проектов виртуальной реальности (VR). Они относятся к так называемым технологиям погружения. В эту же категорию входят проекты дополненной реальности (AR) и технологии смешанной реальности (MR). Общим для всех вышеперечисленных технологий является то, что они объединяют элементы реального и виртуального мира. Перспективы развития технологий погружения очень широки. Речь идет не только об индустрии компьютерных игр и развлечений. В настоящее время разработки на основе виртуальной реальности используются в медицине, образовании, торговле, туризме, военно-промышленном комплексе.
Как и другие активы, AR/VR становятся объектами разного рода отношений, что вызывает необходимость четкого правового регулирования. Далеко не всегда существующее законодательство имеет необходимые механизмы и инструменты для решения юридических вопросов, связанных с использованием виртуальной среды.
Специалисты A4 Law Firm подчеркивают, что виртуальная и дополненная реальность – это объекты интеллектуального права, поскольку данные проекты являются результатом интеллектуальной и творческой деятельности. Защита прав интеллектуальной собственности – ключевая задача правового регулирования AR/VR проектов. Еще один важный момент – развитие международного сотрудничества в сфере использования разработок на основе виртуальной реальности. Это значит, что появляется необходимость в выработке общих для всех стран-участниц законов.
Какие законы охраняют права владельцев технологий погружения в РФ?
Технологии виртуальной и дополненной реальности относятся к категории так называемых «сквозных» цифровых технологий. К настоящему времени в России создана достаточно серьезная нормативная база для правовой охраны и регулирования вопросов развития и использования объектов виртуальной среды.
В мае 2019 года правительством РФ было принято Постановление N549. Оно регламентирует порядок господдержки компаний, занимающихся развитием «сквозных» информационных технологий.
Данное понятие также раскрывается в пункте 2 статьи 2 Федерального закона N149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Согласно действующим нормам, информационные технологии представляют собой процессы, методы и способы сбора, обработки и хранения данных, их распространения.
Для создания и применения цифровых технологий используется совокупность технических средств. В сочетании они образуют информационную систему, которая является продуктом интеллектуальной деятельности. Информационную систему также называют единой технологией. Это понятие используется в пункте 1 статьи 1542 ГК РФ. Единая технология, согласно действующим нормативным требования, является результатом интеллектуальной, технической и научной деятельности. Благодаря этому лицо, которое организовало создание единой технологии, получает право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе информационной технологии. В данном контексте она приобретает статус сложного объекта.
Патентное право для защиты VR проектов
Патентование – эффективный способ защиты новых изобретений. Компании, которые занимаются созданием проектов виртуальной реальности, могут подать заявку на получение патента на свои изобретения. Речь идет о приспособлениях для погружения в виртуальное пространство. С каждым годом количество производителей данной продукции увеличивается.
В 2016 году начала свою деятельность Глобальная ассоциация виртуальной реальности, членами которой стали Samsung, Oculus, Google и ряд других компаний. Они взяли на себя миссию развития и внедрения технологий VR во всем мире. Работа данной организации затрагивает все вопросы, связанные с использованием «сквозных» технологий. Это относится и к выработке единого подхода к правовому регулированию.
Авторские права
Использование VR и AR невозможно без специализированного ПО и баз данных. Эти два элемента информационной системы тесно связаны и не могут функционировать по отдельности. Программное обеспечения является объектом интеллектуальной собственности. Исключительные права на него принадлежат разработчику – физическому лицу или компании.
В этом пункте есть свои нюансы. Например, многие разработчики создали ПО, работая на одну компанию, а затем перешли в другую и продолжили свою деятельность. Это может рассматриваться как разглашение коммерческой тайны, ведь специалист создает новые разработки на основании прежних результатов.
Это уже стало основанием для громких судебных разбирательств между компаниями по производству устройств виртуальной реальности.
Каждый случай индивидуален. Чтобы избежать негативных правовых последствий, участникам VR проектов следует заручиться поддержкой опытных юристов. Обращайтесь в A4 Law Firm, где вам помогут разобраться в сложившейся ситуации и защитить свои права.
ВОПРОСЫ?