Правовое регулирование персонажа, как лица бренда
- Что охраняется авторским правом?
- Как охраняется персонаж?
- Российское и мировое регулирование персонажа как объекта интеллектуальной собственности.
Что охраняется авторским правом?
Статьей 1259 ГК РФ устанавливается список объектов авторских прав (далее - “АП”), таких как литературные, музыкальные, фотографические произведения и т. д. АП распространяются как на литературный объект в целом, так и на какие-либо его составные части, куда входит и персонаж. Главное, чтобы персонаж являлся самостоятельным результатом труда автора.
Иначе говоря, персонаж должен быть уникальным, иметь какие-либо отличительные характеристики, благодаря которым можно судить о его самостоятельности и возможности использования в отрыве от произведения.
Персонаж также может быть выражен в любой форме, то есть:
- Письменной;
- Устной;
- Аудиовизуальной;
- Объемной;
- И так далее.
Именно вопрос о самостоятельности персонажа и возможности использования его в отрыве от первоначального произведения является одним из крайне важных вопросов при оформлении прав на персонажа.
Как охраняется персонаж?
Использование персонажа как рекламного объекта и лица бренда является достаточно выигрышным способом продвижения продукта в случае, если такой персонаж узнаваем, известен и любим аудиторией.
Исходя из этого, в погоне за увеличением аудитории бренда, персонаж становится одним из самых популярных способов этого. Одним из самых популярных поводов для судебных разбирательств является использование персонажей без надлежащего получения разрешения авторов. Важно понимать, что нарушение гражданского законодательства в части использования без получения соответствующего разрешения на это, может привести к огромным потерям и длительным судебным разбирательствам.
Персонаж, наряду с другими объектами авторского права, подлежит охране в течение жизни автора и 70 лет после смерти. Во время этого срока у автора сохраняется право на получение вознаграждения.
Российское и мировое регулирование персонажа как объекта интеллектуальной собственности
С первого взгляда, в мировой практике установился определенный совокупный подход к регулированию авторского права, защиты отдельных произведений искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности. Но, в данном случае, регулирование персонажа разнится от страны к стране.
Например, во Франции персонаж не может считаться самостоятельным объектом авторского права, вне зависимости от каких-либо условий.
Схожая практика объединяет в целом все европейские страны. В Германии законодатели относятся к персонажу более снисходительно, нежели чем во Франции. Для признания персонажа самостоятельной единицей требуется соответствующее определение суда, который изучив все обстоятельства дела, особенно касательно приложенных усилий к созданию этого персонажа.
Кардинально разный и более широкий подход сложился в Америке. Прецедентная судебная система позволила расширить круг предметов, которые можно признать персонажем. Таким образом, есть ряд прецедентов, где признавались персонажами даже не определенные вымышленные герои, а их составляющие, аксессуары и отличительные предметы, принадлежащие изначальному персонажу, поскольку они являются некими отличительными предметами, играющими важную роль в облике персонажа и его идентификации.
Также у авторского персонажа зачастую есть имя, неразрывно связанное с самим персонажем. Логично, что имя, наряду с персонажем, защищается авторским правом и признается его объектом. Важно, что имя должно являться уникальным словом или выражением.
Для корректного использования персонажа в работе, следует использовать в первую очередь анимационных, вымышленных личностей, поскольку только на вымышленных героев распространяется авторское право. Если использовать изображение реального человека, то в таком случае невозможно с помощью авторского права закрепить свое право на использование.
При создании персонажа у автора возникают все соответствующие права на него, включая право на использование в рекламе, работе и так далее. Несмотря на законодательное закрепление прав у автора, в качестве дополнительной меры защиты своих прав можно использовать способы ниже, поскольку законодательно в России не закреплена определенная процедура регистрации права.
Одним из таких способов закрепления права является процедура депонирования. Компании, специализирующиеся на депонировании, внесут ваш объект интеллектуальной собственности в определенный реестр, произведут регистрацию объекта и выдадут сертификат о депонировании. Главное, что процедура депонирования не гарантирует полной защиты от неправомерного использования вашего персонажа, но является дополнительным способом защиты права. Более подробно про процедуру депонирования вы можете прочитать в отдельной статье на нашем сайте.
Таким образом, использование персонажа в работе бренда, является одним из самых популярных и эффективных маркетинговых приемов. Наряду с этим, с набором популярности вашего персонажа, может возникнуть угроза неправомерного использования такового персонажа. Для того чтобы избежать этого, необходимо должным образом зарегистрировать права на него, используя различные методы, в зависимости от юрисдикции вашего бизнеса. Если вам нужна помощь в оформлении прав, вы можете обратиться в компанию A4 Law Firm, где вам окажут профессиональную помощь в этом.
ВОПРОСЫ?