Ответственность франчайзи и франчайзера
Одно из последствий заключения договора коммерческой концессии – возможное наступление ответственности. Этот риск также нужно учитывать при построении модели. Закон предлагает модели, при которой франчайзер (правообладатель) будет нести ответственность в любом случае, но размер и порядок зависит от конкретных условий. О том, какая ответственность предусмотрена для франчайзера и франчайзи, вы можете прочитать в нашей статье.
Содержание:
- Общая модель ответственности в договоре франчайзинга
- Составление договора франшизы исходя из положений об ответственности
- Ответственность франчайзера при ненадлежащем оказании услуг франчайзи клиентам
- Ответственность франчайзи при продаже клиентам некачественного товара
Заключая договор франшизы/коммерческой концессии, два лица становятся связанными определенными обязательствами. От этой связи производна ответственность. В данной статье идет речь о гражданско-правовой ответственности, в том числе перед потребителями. Договор франчайзинга никак не влияет на уголовно-правовую или административную ответственность, где виновным будет лицо, совершившее деяние.
Общая модель ответственности в договоре франчайзинга
Общие положения об ответственности при наличии договора коммерческой концессии установлены ст. 1034 Гражданского Кодекса РФ.
Она устанавливает два вида ответственности
- Субсидиарная. В этой ситуации кредитор вначале должен пойти к франчайзи, если он не может исполнить обязательство, ответственность будет нести и франчайзер. Субсидиарная ответственность предусмотрена за требования о несоответствии качества товаров;
- Солидарная. Эта модель предполагает, что кредитор может обратиться с требованием и к франчайзеру, и к франчайзи как полностью, так и частично. Солидарная ответственность наступает при предъявлении требований к франчайзи как изготовителю продукции.
Несмотря на то что правообладатель и пользователь – два разных юридических лица или ИП, закон связывает их ответственностью.
Составление договора исходя из положений об ответственности
Поскольку закон возлагает ответственность за несоответствие качества товаров/услуг/работ, можно внести в договор условие о соответствии качества товаров. Ст. 1031 ГК РФ предусмотрена обязанность правообладателя (франчайзера) контролировать качество товаров. Суды подтверждают, что ответственность правообладателя прямо следует из его обязанности контролировать качество товаров. Поэтому даже если в договоре есть такое условие, франчайзер все равно должен обеспечивать качество товаров во время самого исполнения. Если он видит нарушения по качеству товаров, он вправе предъявить иск к франчайзи (А60-59795/2017).
Следующая проблема при определении ответственности – это квалификация договора. Описанная модель ответственности соответствует договору коммерческой концессии, который заключается при предоставлении прав на товарный знак. Если этот элемент отсутствует, что происходит часто, заключаются агентские договоры, договоры возмездного оказания услуг или создается сеть с филиалами. Более подробно про это можно прочитать в статье «Составление договора франшизы». В этом случае гражданско-правовая ответственность будет определяться другими нормами.
Ответственность франчайзера при ненадлежащем оказании услуг франчайзи клиентам
Исходя из судебной практики при ненадлежащем оказании услуг франчайзер и франчайзи несут субсидиарную ответственность. То есть, например, если вы пришли в ресторан и вам ненадлежаще оказали услугу, то вы можете предъявить требование конкретно к этому ресторану (юридическое лицо или ИП). В случае, если у ресторана недостаточно средств для удовлетворения ваших требований, только тогда можно предъявить иск франчайзеру.
Ответственность франчайзи при продаже клиентам некачественного товара
Исходя из судебной практики при продаже товара ненадлежащего качества франчйзер и франчайзии несут солидарную ответственность. Например, вы заказали доставку еды на дом, она оказалась ненадлежащего качества. Тогда вы можете предъявить требования как к конкретной точке (пользователю), так и целой сети (правообладателю).
Таким образом, прежде чем определить ответственность франчайзера и франчайзи нужно обратить внимание на следующие критерии: какова суть претензии, товар или услуга, сможет ли франчайзи самостоятельно возместить убытки. Если требование к франчайзи как к изготовителю товаров, то он и правообладатель будут нести ответственность на равных условиях (солидарная ответственность). Если требование по поводу некачественного товара, то ответственность солидарная, если по поводу ненадлежащего оказания услуг – субсидиарная. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с юристами A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?