Ответственность агрегаторов объявлений
Создавая агрегатор объявлений, компании необходимо задуматься о выборе юридических моделей. Фактически он является лишь посредником и не может отвечать за действия двух сторон перед друг другом. Однако в некоторых случаях закон возлагает ответственность на самого агрегатора. Поэтому агрегатор объявлений должен правильно составить договоры с продавцами и создать сайт, чтобы оставаться посредником в рамках закона. О том, на какие факторы стоит обратить внимание агрегатору объявлений, вы можете прочитать в нашей статье.
- Какую ответственность может нести агрегатор объявлений?
- Нарушение агрегатором Закона о рекламе
- От каких факторов зависит ответственность агрегатора объявлений?
Какую ответственность может нести агрегатор объявлений?
Агрегатор объявлений может нести ответственность при определенных условиях. В рамках B2C-отношений некоторые условия ответственности предусмотрена Законом «О защите прав потребителей». Особых правил для агрегатора в рамках B2B не предусмотрено, поэтому здесь стоит руководствоваться статьями Гражданского Кодекса.
Нарушение агрегатором Закона о рекламе
Агрегатор может публиковать объявления, которые будут противоречить законодательству о рекламе. В ст. 7 Закона «О рекламе» указан перечень товаров, которые не могут рекламироваться. Последствием нарушений этих запретов может стать блокировка вашего сайта-агрегатора, хотя вы могли не знать об этих объявлениях. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС) рассматривала подобные случаи. Исходя из позиции ФАС можно понять, как снизить риски привлечения к ответственности за незаконные объявления:
- Во-первых, не является рекламой информация, которая носит справочно-информационный характер. Такая информация направлена на извещение потребителей о существующих компаниях и указание на их вид деятельности. Фактически сайт представляет электронный каталог. Сайты www.avito.ru, www.youla.ru были отнесены именно к этой категории;
- Во-вторых, не будет считаться рекламой информация о товарах, если эти сведения предназначены для информирования потребителей. Скидки, акции купоны и билеты на сайте также не являются рекламой.
- В-третьих, если агрегатор выделяет какую-то группу товаров из других однородных, публичный орган может признать это рекламой. Это может быть в виде всплывающего баннера или баннера, который постоянно закреплен на сайте в одном и том же месте.
От каких факторов зависит ответственность агрегатора объявлений?
Ответственность агрегатора зависит от сферы осуществления деятельности. Например, в сфере перевозок Верховный Суд обозначил, при каких критериях привлекается агрегатор наряду с исполнителем сделки. Агрегатор несет ответственность перед пассажиром, если 1) договор был заключен от имени агрегатора, 2) у гражданина могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается с агрегатором, а фактический перевозчик – работник или привлеченное третье лицо. К таким факторам можно отнести: рекламные вывески, информацию на сайте, переписку сторон при заключении договора.
При оказании услуг или продаже товаров потребителям действуют императивные нормы на уровне законодательства: агрегаторы попадают под их действие даже при наличии оговорок в документах на сайте, в том числе договоре.
Кроме того, ответственность зависит от договорной модели, которую выберет агрегатор.
Нарушение агрегатором Закона о защите прав потребителей
Для начала стоит обратиться к самому определения агрегатора. Организация или ИП являются агрегатором при соблюдении следующих условий:
- Владельцы сайта или программы
- Этот сайт предоставляет возможность:
- Ознакомиться с предложениями продавцов
- Заключить с ними договор
- Произвести предварительную оплату
Если агрегатор не попадает под одно из условий, то Закон о защите прав потребителей на него не распространяется.
Законом на агрегатора возлагается обязанность размещать для потребителя информацию на сайте о себе и продавце. За неисполнение этой обязанности агрегатор несет ответственность в виде убытков. Поэтому у агрегатора должен быть прописан в договоре порядок уведомления продавцом об изменении информации.
Также потребитель вправе предъявить к агрегатору иск о возврате предварительной оплаты, если:
- Товар не был передан в срок (услуга не была оказана в срок) и
- Потребитель направил продавцу уведомление об отказе от договора; подтверждение этого он направляет агрегатору.
При этом Закон предусматривает возможность для покупателя вначале направить агрегатору, который обязан это перенаправить продавцу. Чтобы исключить этот вариант, порядок направления уведомления необходимо прописать в пользовательском соглашении или ином договоре.
Таким образом, на данный момент предусмотрена ответственность агрегатора за два нарушения.
Ответственность агрегатора при заключении агентского договора
Одним из возможных способов оформления отношений между агрегатором и продавцом является агентский договор. Тогда агрегатор будет выступать в качестве агента, а продавец – принципала. Агрегатор будет представлять интересы продавца. Закон предлагает две агентских конструкции:
- От имени и за счет принципала;
- От своего имени, но за счет принципала.
Во втором случае наряду с продавцом агрегатор как агент будет нести ответственность перед покупателем. Поэтому агрегатор не должен выступать от имени продавцов, если не хочет отвечать по их обязательствам.
Таким образом, ответственность агрегаторов объявлений зависит от выбранной ими модели: берет ли агрегатор платежи напрямую, какой договор он заключает с продавцом и покупателем, какие размещает и выделяет объявления на сайте. Поэтому, для того чтобы снизить риски привлечения к ответственности в будущем, необходимо предусмотреть это еще на этапе создания сайта и выбора модели. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь с юридическим оформлением деятельности агрегатора, обратитесь к юристам A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?