Ответственность агрегаторов объявлений

Создавая агрегатор объявлений, компании необходимо задуматься о выборе юридических моделей. Фактически он является лишь посредником и не может отвечать за действия двух сторон перед друг другом. Однако в некоторых случаях закон возлагает ответственность на самого агрегатора. Поэтому агрегатор объявлений должен правильно составить договоры с продавцами и создать сайт, чтобы оставаться посредником в рамках закона. О том, на какие факторы стоит обратить внимание агрегатору объявлений, вы можете прочитать в нашей статье.

Содержание:

Какую ответственность может нести агрегатор объявлений?

Агрегатор объявлений может нести ответственность при определенных условиях. В рамках B2C-отношений некоторые условия ответственности предусмотрена Законом «О защите прав потребителей». Особых правил для агрегатора в рамках B2B не предусмотрено, поэтому здесь стоит руководствоваться статьями Гражданского Кодекса.

Нарушение агрегатором Закона о рекламе

Агрегатор может публиковать объявления, которые будут противоречить законодательству о рекламе. В ст. 7 Закона «О рекламе» указан перечень товаров, которые не могут рекламироваться. Последствием нарушений этих запретов может стать блокировка вашего сайта-агрегатора, хотя вы могли не знать об этих объявлениях. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС) рассматривала подобные случаи. Исходя из позиции ФАС можно понять, как снизить риски привлечения к ответственности за незаконные объявления:

  • Во-первых, не является рекламой информация, которая носит справочно-информационный характер. Такая информация направлена на извещение потребителей о существующих компаниях и указание на их вид деятельности. Фактически сайт представляет электронный каталог. Сайты www.avito.ru, www.youla.ru были отнесены именно к этой категории;
  • Во-вторых, не будет считаться рекламой информация о товарах, если эти сведения предназначены для информирования потребителей. Скидки, акции купоны и билеты на сайте также не являются рекламой.
  • В-третьих, если агрегатор выделяет какую-то группу товаров из других однородных, публичный орган может признать это рекламой. Это может быть в виде всплывающего баннера или баннера, который постоянно закреплен на сайте в одном и том же месте.

От каких факторов зависит ответственность агрегатора объявлений?

Ответственность агрегатора зависит от сферы осуществления деятельности. Например, в сфере перевозок Верховный Суд обозначил, при каких критериях привлекается агрегатор наряду с исполнителем сделки. Агрегатор несет ответственность перед пассажиром, если 1) договор был заключен от имени агрегатора, 2) у гражданина могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается с агрегатором, а фактический перевозчик – работник или привлеченное третье лицо. К таким факторам можно отнести: рекламные вывески, информацию на сайте, переписку сторон при заключении договора.

При оказании услуг или продаже товаров потребителям действуют императивные нормы на уровне законодательства: агрегаторы попадают под их действие даже при наличии оговорок в документах на сайте, в том числе договоре.

Кроме того, ответственность зависит от договорной модели, которую выберет агрегатор.

Нарушение агрегатором Закона о защите прав потребителей

Для начала стоит обратиться к самому определения агрегатора. Организация или ИП являются агрегатором при соблюдении следующих условий:

  • Владельцы сайта или программы
  • Этот сайт предоставляет возможность:
    • Ознакомиться с предложениями продавцов
    • Заключить с ними договор
    • Произвести предварительную оплату

Если агрегатор не попадает под одно из условий, то Закон о защите прав потребителей на него не распространяется.

Законом на агрегатора возлагается обязанность размещать для потребителя информацию на сайте о себе и продавце. За неисполнение этой обязанности агрегатор несет ответственность в виде убытков. Поэтому у агрегатора должен быть прописан в договоре порядок уведомления продавцом об изменении информации.

Также потребитель вправе предъявить к агрегатору иск о возврате предварительной оплаты, если:

  • Товар не был передан в срок (услуга не была оказана в срок) и
  • Потребитель направил продавцу уведомление об отказе от договора; подтверждение этого он направляет агрегатору.

При этом Закон предусматривает возможность для покупателя вначале направить агрегатору, который обязан это перенаправить продавцу. Чтобы исключить этот вариант, порядок направления уведомления необходимо прописать в пользовательском соглашении или ином договоре.

Таким образом, на данный момент предусмотрена ответственность агрегатора за два нарушения.  

Ответственность агрегатора при заключении агентского договора

Одним из возможных способов оформления отношений между агрегатором и продавцом является агентский договор. Тогда агрегатор будет выступать в качестве агента, а продавец – принципала. Агрегатор будет представлять интересы продавца. Закон предлагает две агентских конструкции:

  • От имени и за счет принципала;
  • От своего имени, но за счет принципала.

Во втором случае наряду с продавцом агрегатор как агент будет нести ответственность перед покупателем. Поэтому агрегатор не должен выступать от имени продавцов, если не хочет отвечать по их обязательствам.  

Таким образом, ответственность агрегаторов объявлений зависит от выбранной ими модели: берет ли агрегатор платежи напрямую, какой договор он заключает с продавцом и покупателем, какие размещает и выделяет объявления на сайте. Поэтому, для того чтобы снизить риски привлечения к ответственности в будущем, необходимо предусмотреть это еще на этапе создания сайта и выбора модели. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь с юридическим оформлением деятельности агрегатора, обратитесь к юристам A4 Law Firm.

ОСТАЛИСЬ
ВОПРОСЫ?

Актуальные новости и статьи

18Май
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено заключение договора в мессенджере, зачастую существует большое количество нюансов, связанных с заключением таких договоров. О том, как правильно заключить договор в мессенджере, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
13Май
При реализации внутриигровых ценностей или иных In-App Purchases, у разработчика возникает обязанность по уплате НДС по общему правилу. Однако, все зависит от применяемой системы налогообложения и лицензионного договора с конечным пользователем. О том, какие нюансы могут возникнуть в работе с площадками и налогообложении, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
04Май
Юрисдикция ОАЭ, в текущих политических реалиях, является одной из наиболее привлекательных для релокации бизнеса. О том, как открыть компанию в ОАЭ, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
29Апрель
Опцион на долю представляет собой соглашение, по которому доля компании переходит от одной стороны к другой при наступлении определенных событий. О том, как избежать самых распространенных ошибок при оформлении опциона, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
26Апрель
Процедура реорганизации компании путем слияния или поглощения – это одна из форм преобразования деятельности компании. При слиянии две самостоятельные компании объединяются в одну, при поглощении же одна компания приобретает другую, которая теряет самостоятельность. О том, как правильно провести процедуру реорганизации, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
22Апрель
С активным приходом технологий криптовалюты и блокчейна, меняется и традиционно сложившийся подход к инвестированию в проекты. Если ранее требовался длительный и сложный процесс выведения компании на IPO, либо же тяжелое оформление отношений с инвесторами, то на данный момент возможно решить эту проблему путем проведения ICO – первичного предложения токенов. О том, как правильно провести ICO, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
19Апрель
С развитием IT индустрии увеличилось внимание инвесторов к подающим надежды стартапам, главной целью которых на первых этапах их развития является привлечение инвестиций. О том, как правильно привлечь инвестиции в стартап, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
14Апрель
Опционные соглашения позволяют сторонам заключить сделку, исполнение обязательств по которой будет возникать в момент соответствующего требования одной стороны к другой. Опционные соглашения являются эффективным инструментом при инвестировании и заключении иных сделок.
Узнать подробнее
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Нажимая кнопку подписаться я соглашаюсь, с политикой обработки персональных данных
+7 (499) 841-05-05
г. Москва, Новоданиловская наб.,
дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза"
a4lawfirm.ru
г.Москва г. Москва, Новоданиловская наб., дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза" +7 (499) 841-05-05 info@a4lawfirm.ru