Опционные программы в России: как реализовать
Содержание:
Руководители российских компаний, которым необходимо было внедрить опционную программу для основных сотрудников, прекрасно знают обо всех сложностях этого процесса. Согласно российского права, стандартный ESOP-вариант здесь не подойдет. Поэтому сейчас мы разберем альтернативы.
Что представляет собой опционная программа и для чего она нужна?
Опцион — не акция в компании, а право на приобретение акций по строго зафиксированной стоимости. И реализовать это право нужно в четкие сроки, в противном случае оно будет аннулировано.
Под опционной программой нужно понимать факт того, что компания резервировала (или выделила) долю акций для выплаты опционов. Эта доля именуется опционным пулом, и она будет учитываться при подсчете частей всех акционеров компании (исходя от совокупного объема акций). Удобство такого подхода — нет необходимости пересчитывать доли заново, когда резервируются новые опционы.
Если у компании разработана опционная программа, она должна быть утверждена со стороны высшего начальства, а не считаться продуктом «раздачи» опционов работникам на соответствующих условиях. Для чего реализовывать опционные программы:
- Стимулировать сотрудников денежно. Вовлеченность сотрудников в рабочие процессы бизнеса — важное преимущество перед конкурентами. И сегодня уже мало просто посадить человека за красивый стол с современным ПК в уютном офисе, где есть микроволновка.
- Выйти на новый уровень конкуренции. С лидерами рынка нереально конкурировать, просто повышая зарплату своим сотрудникам, и ни один стартапер не сможет себе такого позволить. Поэтому в Америке опционные программы считаются не только прекрасной мотивацией для персонала, но и приравниваются к зарплате (ведь размеры опциона обычно привязаны именно к ней).
- Ownership Mentality. На русский язык грамотно перевести это выражение трудно. Поэтому передадим суть — если руководитель хочет заинтересовать сотрудника и повысить эффективность его работу, стоит сделать его совладельцем бизнеса. В нашей ситуации — реализовать опционную программу, чтобы работник все время думал о будущем компании.
Методы реализации опционных программ в РФ
Рассмотрим 4 наиболее распространенных варианта реализации опционной программы в среднестатистической отечественной компании.
1. Виртуальные (фантомные) опционы
По сути это программа выдачи премий, где размеры и условия получения этих премий сформированы так же, как и при выдаче опциона. По большому счету этот метод действительно эффективен, но есть 2 минуса:
- Любые отчисления юрлица в пользу физлица — это взносы в различные соцфонды, что увеличивает размеры таких «опционов» чуть ли ни на ?.
- Сотрудник в реальности не становится совладельцем бизнеса, и он это отлично понимает. То есть, эффект «Ownership Mentality» не достигается.
Более того, раздача виртуальных опционов иногда может привести к совершенно обратному эффекту — среди сотрудников сформируется атмосфера недоверия.
2. Персональные обещания фаундера
Распространенная ситуация, когда один из фаундеров выделяет работникам пул для опционов. Оформляется это все как обладающее юридической силой обязательство с использованием колл-опционов или фиксируется в устной форме.
Минусы:
3. Формирование SPV в иностранной юрисдикции
Наиболее трудоемкий вариант, в рамках которого холдинг формирует SPV (дочернее предприятие) в иностранной юрисдикции. В это предприятие отчуждается доля уставного капитала, после чего наиболее ценным работникам выдаются опционы, согласно иностранному правовому полю.
Основной минус — высокие налоговые риски и высокая стоимость реализации. Да и для работников компании схема не выглядит прозрачной, ведь они не знают и не понимают, что находится в капитале SPV, кто им управляет, когда можно продать свой опцион и т.д.
4. Изначальная инкорпорация за рубежом
Предприятие изначально регистрируется по иностранному праву, после чего открываются его филиалы в России. Здесь самое главное — тщательно изучить все налоговые моменты, а особенно обязательства российских фаундеров. Основной минус схемы — не каждая компания готова такое реализовать. Да и для локального бизнеса это бессмысленно.
В целом, реализация опционных программ пока ещё не нашла повсеместное применение в России. Одна из причин – это то, что такая организационно-правовая форма, как ООО не очень хорошо адаптирована для этого. Кроме того, отдельные положения документа о выделении опционов могут нарушать нормы корпоративного законодательства, а достаточного объема судебной практики по опционам в РФ пока не сложилось.
Наша команда юристов поможет вам с реализацией опционных программ в России, проконсультирует по сложным моментам, даст рекомендации, как максимизировать прибыль.
ВОПРОСЫ?