Можно ли в пользовательском соглашении ограничить ответственность компании?
Пользовательское соглашение (Term of Use, Terms and Conditions) – документ, где прописаны условия взаимодействия между пользователями сайта или приложения и владельцем продукта. Дословно это название переводится как «условия эксплуатации». Пользовательское соглашение призвано на юридическом уровне урегулировать спорные вопросы, которые могут возникать при взаимодействии сторон. Как показывает практика и проведенные эксперименты, пользователи сервисов и программ крайне беспечно относятся к изучению условий документа. Большинство его просто не читают, а ставят галочку, что ознакомились и согласились с перечисленными условиями.
Легкомысленное отношение пользователей вовсе не означает, что Terms of Use не играет никакой роли для компании. Этот документ позволяет владельцу бизнеса защитить свои деловые и финансовые интересы. Terms of Use при правильном оформлении помогает:
- Избежать злоупотреблений при использовании продукта пользователями. Например, владельцы онлайн-сервисов могут прописать в документе право на блокировку нарушителей правил сайта.
- В пользовательском соглашении обозначены границы правовой ответственности компании. К примеру, некоторые пользователи стремятся возложить вину за свои убытки на владельцев сайта. При наличии четко оговоренных условий соглашения компания сможет избежать необоснованных претензий и взысканий.
- Документ Terms of Use определяет порядок использования материалов сайта, что является дополнительной мерой защиты авторских прав.
Какие положения обязательно следует включить в пользовательское соглашение?
Универсального решения со составлению документа не существует, так как разные сервисы и программные продукты отличаются по своему содержанию и назначению. Необходимо выделить несколько пунктов, которые следует включить в любой Terms of Services. В их числе:
- Принятие пользователями условий по применению продукта.
- Расшифровка терминов (Продукт, Клиент, Пользователь, Компания и др.).
- Правила создания и использования аккаунта, включая ограничения по возрасту, доступу к определенным сведениям и разделам сайта и др.
- Условия сервиса и технической поддержки, порядок их изменений.
- Законодательные нормы, которым соответствуют условия соглашения.
- Ответственность ресурса и пользователей.
- Правила использования продукта.
- Ограничения по распоряжению контентом.
- Информация о компании, которая является владельцем продукта.
Если речь идет об интернет-магазине или сервисе платных услуг, стоит добавить информацию о порядке приема и возврата платежей, разрешения спорных вопросов.
Как обеспечить соблюдение пользовательского соглашения?
По закону нашей страны пользовательское соглашение является офертой. Это означает, что для наступления действия условий Terms of Use пользователю достаточно ознакомиться с документом перед началом работы с сайтом или программой. При возникновении спорных вопросов, которые требуют судебного разбирательства, владельцу компании важно доказать, что у пользователей была возможность ознакомиться с содержанием документа перед использованием продукта. Это означает, что ссылку на пользовательское соглашение нужно указывать всюду, где требуется ознакомление с его условиями. Как правило, такая ссылка должна быть указана:
- при регистрации нового аккаунта;
- при установке программы;
- при первом посещении страниц сервиса;
- в разделе с юридической информацией;
- при заполнении формы заказа или при подаче заявки.
Рекомендуется разместить ссылку на пользовательское соглашение в нижнем колонтитуле сайта и общем меню, чтобы посетитель сервиса мог видеть эту информацию и ознакомиться с нею. Желательно использовать так называемое подтвержденное согласие. Пользователю необходимо поставить галочку после фразы о том, что человек изучил материалы и согласен с условиями использования сервиса или программы.
Порядок ограничения ответственности компании
Владельцу сайта при составлении Terms and Conditions важно учесть как можно больше условий, при которых наступает правовая ответственность сторон. Укажите подробно и в доступной для читателя форме порядок взаимодействия с сервисом и те ситуации, в которых ваша компания имеет право заблокировать или ограничить доступ. Это же касается случаев, в которых владелец сервиса не несет ответственность за возможные риски и убытки пользователя.
Чтобы избежать возможных недоработок при составлении пользовательских соглашений и ограничении ответственности компании, советуем проконсультироваться по данным вопросам с юристами A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?