Как запустить маркетплейс?

Содержание:

 

Запуск маркетплейса подразумевает выбор ключевых характеристик вашей модели. Эти особенности отражаются и на правовых вопросах. Поэтому при запуске должен быть комплексный подход. Юридические аспекты связаны с множеством отраслей: гражданско-правовое, налоговые риски, а также с недавнего времени надо учитывать статус агрегаторов из законодательства о защите прав потребителей. О том, на что следует обратить внимание при запуске маркетплейса, вы можете прочитать в нашей статье.

Выбор схемы работы маркетплейса

1) Определиться со схемой работы маркетплейса (кто принимает деньги за товар, у кого хранится товар, как происходит доставка и пр.) - от этого зависит

Первое, что необходимо сделать перед запуском маркетплейса, - определиться с фактическими процессами, так как от них будет зависеть юридическое оформление отношений.

Вначале стоит определиться, к какой модели будет относиться ваш маркетплейс:

  • B2B
  • B2C
  • C2C

Второй глобальный вопрос – что предлагает маркетплейс (товары, работы или услуги) и как они оказываются: online-to-offline или online-to-online. При этом во втором варианте оффлайновое взаимодействие возможно, но является не существенным, например, доставка товара.

Затем можно перейти к конкретным аспектам.

Во-первых, стоит выбрать, кто принимает денежные средства за товар: переходят они напрямую продавцу или через маркетплейс как посредник.

Во-вторых, организации надо решить, каким образом маркетплейс получает свое вознаграждение. Если денежные средства проходят через него, может ли он удерживать их как комиссию. Если стоимость товаров, работ или услуг велика, модель комиссии, как правило, не подходит. К другим вариантам можно также отнести:

  • Плата за каждое объявление
  • Членский взнос
  • Плата с одной из сторон, если маркетплейс отвечает за поиск контрагента. Например, заказчик размещает свой заказ и платит за публикацию, а маркетплейс подбирает необходимого исполнителя.
  • Плата за расширенные возможности, например, продвижение своего объявления.

Во-третьих, важный вопрос для всех сторон – доставка товаров, в частности, кто ее должен организовать и кто оплачивает. Маркетплейс возьмет на себя эту функцию только после продумывания логистических цепочек, либо следует локализовать торговлю по городам.

В-четвертых, необходимо решить, кто осуществляет хранение товара до момента продажи. Сами продавцы или маркетплейс организует склады и в этом случае продумывает логистику. Это приводит к вопросу об ответственности за сохранность товаров.

На что влияет схема работы маркетплейса

Ответственность маркетплейса

Форма маркетплейса и его вовлеченность в процесс влияет на его ответственность. В 2019 г. появилось первое регулирование деятельности маркетплейсов, которое возложило на них определенную ответственность.

Во-первых, в Законе «О защите прав потребителей» содержится определение товарного агрегатора. К ним относятся организации, которые одновременно предоставляют следующие функции для потребителя:

  • ознакомиться с предложением продавца заключить договор купли-продажи / договор оказания услуг;
  • заключить договор с продавцом в рамках маркетплейса;
  • предварительно осуществить оплату товара/услуги именно владельцу агрегатора.

От организационной формы наличие или отсутствие статуса агрегатора не зависит.

Следовательно, если маркетплейс попадает под эти условия, он будет нести ответственность за убытки из-за недостоверной информации о продавце.

Второй важный аспект ответственности товарного агрегатора – возврат предоплаты потребителю не позднее 10 дней, если

  • На расчетный счет агрегатора поступила от покупателя предварительная оплата товара;
  • Товар покупателю в срок не передали;
  • Потребитель уведомил продавца об отказе от исполнения договора.

Таким образом, если маркетплейс принимает средства на свой счет, то он будет нести ответственность за нарушение срока передачи товара перед потребителем.

Выбор организационно-правовой формы для маркетплейса

Наиболее распространенными организационными формами для начала работы являются ИП и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Основные отличия заключаются в следующем:

  • ООО – самостоятельное юридическое лицо, у которого есть собственное имущество. ИП – статус физического лица, и четкого разграничения между имуществом, необходимым для предпринимательской деятельности, и личным имуществом нет. На практике это значит, что участники ООО отвечают лишь в пределах принадлежащих долей, в отличие от ИП;
  • Если маркетплейс учреждает несколько лиц, то единственно возможной формой будет ООО, так как ИП – индивидуальный статус;
  • ООО обязано вести бухгалтерскую учет, в отличие от ИП;
  • ООО пользуется большим доверием у контрагентов.

Таким образом, для разрастающегося маркетплейса выгоднее открыть ООО. Особенность маркетплейса заключается в большом количестве взаимодействия с потребителями и поставщиками. Учитывая, что неформальные преимущества у ООО, то эта форма кажется предпочтительней.

С ООО можно сравнить другую организационную форму – акционерное общество, в первую очередь, непубличное. Если участникам ООО принадлежат доли, то уставный капитал АО поделен на акции. В общем, деятельность АО осложнена большим количеством формальных процедур.

Документы маркетплейса

Запуск также невозможен без составления корпоративных документов. Наряду с уставом и базовыми документами, должны быть также документы, связанные с особенностью деятельности маркетплейса:

  • Эта работа платформы, поэтому она невозможна без политики конфиденциальности и пользовательского соглашения
  • Маркетплейс – разновидность электронной торговли (e-commerce), поэтому некоторые документы должны быть разработаны в связи с рисками финансовой деятельности.

Более подробно про документы для маркетплейса вы можете прочитать в другой статье «Какие документы нужны для маркетплейса».

Таким образом, запуск маркетплейса связан с выбором самой модели работы. Сюда входят вопросы начиная от участников, для которых будет создана платформа, заканчивая способами монетизации. От этих настроек зависит, как будет подсчитываться прибыль компании и какую ответственность будет нести перед покупателями. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь с юридическим сопровождением запуска маркетплейса, свяжитесь с юристами A4 Law Firm. 

ОСТАЛИСЬ
ВОПРОСЫ?

Актуальные новости и статьи

18Май
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено заключение договора в мессенджере, зачастую существует большое количество нюансов, связанных с заключением таких договоров. О том, как правильно заключить договор в мессенджере, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
13Май
При реализации внутриигровых ценностей или иных In-App Purchases, у разработчика возникает обязанность по уплате НДС по общему правилу. Однако, все зависит от применяемой системы налогообложения и лицензионного договора с конечным пользователем. О том, какие нюансы могут возникнуть в работе с площадками и налогообложении, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
04Май
Юрисдикция ОАЭ, в текущих политических реалиях, является одной из наиболее привлекательных для релокации бизнеса. О том, как открыть компанию в ОАЭ, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
29Апрель
Опцион на долю представляет собой соглашение, по которому доля компании переходит от одной стороны к другой при наступлении определенных событий. О том, как избежать самых распространенных ошибок при оформлении опциона, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
26Апрель
Процедура реорганизации компании путем слияния или поглощения – это одна из форм преобразования деятельности компании. При слиянии две самостоятельные компании объединяются в одну, при поглощении же одна компания приобретает другую, которая теряет самостоятельность. О том, как правильно провести процедуру реорганизации, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
22Апрель
С активным приходом технологий криптовалюты и блокчейна, меняется и традиционно сложившийся подход к инвестированию в проекты. Если ранее требовался длительный и сложный процесс выведения компании на IPO, либо же тяжелое оформление отношений с инвесторами, то на данный момент возможно решить эту проблему путем проведения ICO – первичного предложения токенов. О том, как правильно провести ICO, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
19Апрель
С развитием IT индустрии увеличилось внимание инвесторов к подающим надежды стартапам, главной целью которых на первых этапах их развития является привлечение инвестиций. О том, как правильно привлечь инвестиции в стартап, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
14Апрель
Опционные соглашения позволяют сторонам заключить сделку, исполнение обязательств по которой будет возникать в момент соответствующего требования одной стороны к другой. Опционные соглашения являются эффективным инструментом при инвестировании и заключении иных сделок.
Узнать подробнее
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Нажимая кнопку подписаться я соглашаюсь, с политикой обработки персональных данных
+7 (499) 841-05-05
г. Москва, Новоданиловская наб.,
дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза"
a4lawfirm.ru
г.Москва г. Москва, Новоданиловская наб., дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза" +7 (499) 841-05-05 info@a4lawfirm.ru