Как выбрать франшизу
Одной из эффективных моделей ведения бизнеса может быть работа в качестве франчайзи. Однако и такая модель содержит определенные риски. Если выбрать недобросовестного франчайзера, все преимущества этой системы будут нивелированы. Поэтому выбор франшизы – один из ключевых этапов, от которого зависит успех проекта. О том, на какие риски обратить при выборе франшизы, вы можете прочитать в этой статье.
Содержание:
- Юридические риски при выборе франшизы
- Анализ результатов интеллектуальной деятельности
- Коммерческие риски при выборе франшизы
Выбор франшизы зависит от множества факторов. Поэтому выбирая, нужно опираться на определенные критерии, а у франчайзи должна быть информация по этим вопросам. Либо франчайзер должен сам предоставить все данные, либо франчайзи должен запросить ее или найти в иных источниках. В некоторых странах, например, в США это является обязанностью франчайзера, поэтому будущий предприниматель получает FDD (Franchise Disclosure Document/Документ о раскрытии информации франшизы).
Юридические риски при выборе франшизы
Судебные споры франчайзера. Участие франчайзера в судебных спорах можно проверить в различных официальных источниках, которые обязаны публиковать судебные решения. Споры могут подтвердить или наоборот испортить репутацию франчайзера, поэтому это может быть один из способов. Кроме того, например, Роспатент в Реестре не публикует информацию о наличии или отсутствии споров в отношении товарных знаков, поэтому чтобы проверить права франчайзера на товарный знак, следует также обратиться к изучению репутации с точки зрения участия в спорах. Франчайзер может самостоятельно предоставить эту информацию. FDD устанавливает достаточно высокие требования к раскрытию: правообладатель обязан сообщить о случаях привлечения к ответственности менеджмента компании.
Финансовая история франчайзера. Некоторые франчайзеры предоставляют отчеты аудиторов или иную независимую оценку. Если франчайзер не делает этого самостоятельно, потенциальному франчайзи следует ознакомиться с минимальными показателями финансового аспекта деятельности правообладателя. Особенно важно это будет для тех франчайзинговых отношений, в которых франчайзер несет обязанности по поставке материалов или товаров: необходимо убедиться, что у него достаточно средств для их приобретения.
Анализ результатов интеллектуальной деятельности
По договору коммерческой концессии обязательным условием является предоставление прав на товарный знак. Поэтому заключая договор франшизы, нельзя не проанализировать следующие вопросы:
- Наличие у франчайзера исключительного права на товарные знаки, которое должно быть зарегистрировано;
- Срок действия этих прав;
- Проверка свидетельства на товарный знак, которое должно быть у правообладателя (ст. 1481 ГК РФ).
Помимо товарного знака вам могут перейти исключительные права и на иные объекты, например, на изобретения или полезные модели. В этом случае вы также сможете проверить, зарегистрированы ли права франчайзера на них в Реестре Роспатента.
Коммерческие риски при выборе франшизы
Оценить потенциал компании может быть сложно. Одним из критериев может выступать информация об уже работающих франчайзи, их успехе или причинах неудачи. Вы можете попросить предоставить эти данные, в то время как в FDD они являются обязательным пунктом.
Если юридические риски можно выявить через формальный анализ, то коммерческие через неформальные источники. Заключая договор франшизы, фактически вы приобретаете репутацию, поэтому стоит обратить внимание на отзывы о компании или ее упоминаниях в медиа.
Успех конкретного франчайзи зависит от поддержки франчайзера. Поэтому изучая модель, посмотрите, будут ли предоставлены консультационные услуги, обучение работников и др.
Таким образом, выбор франшизы зависит от множества факторов. Чтобы сделать выбор было проще, будущему франчайзи нужно обладать необходимой информацией. Ее можно узнать либо из разных источников, либо у самого франчайзера. Репутацию можно узнать как исходя из судебных дел, если они есть, так и из отзывов и упоминаний. Финансовые показатели могут также свидетельствовать о недобросовестности контрагента, так как обычно на франчайзере лежит много обязанностей, начиная с поставки товаров или материалов и заканчивая обучением. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с юристами A4 Law Firm.
ВОПРОСЫ?