Как поставить на баланс нематериальные активы?
С 1 января 2021 года вступил в силу федеральный стандарт, который регламентирует налоговый и бухучет нематериальных активов (НМА). В прежний порядок были внесены некоторые изменения, которые указаны в соответствующих инструкциях Минфина. Рекомендации по внедрению новых правовых актов указаны в системном письме Министерства финансов от 30.11.20 г.
Согласно действующему Положением по бухучету 14/2007 НМА называют имущество компании при его соответствии ряду характеристик:
- НМА лишено материально-вещественной формы, то есть изделие невозможно потрогать, однако у компании существуют надлежащим образом оформленные документы, которые подтверждают наличие собственности.
- Нематериальные активы должны иметь стоимость, которую можно оценить в определенную сумму. К примеру, если компания заказала создание сайта, то цена НМА равна совокупности затрат на разработку и техническую поддержку.
- Имущество имеет полезный потенциал, приносит или в дальнейшем принесет выгоду своему владельцу. В качестве примера можно привести корпоративный сайт или мобильное приложение, так как благодаря ему компания находит новых клиентов.
- Имущество считается материальным активом при многократном или регулярном использовании на протяжении года и более, причем компания не собирается продать актив в течение этого периода.
- Важнейшей чертой нематериального актива становится наличие у владельца документов, которые подтверждают исключительное или неисключительное право на распоряжение собственностью.
Самыми популярными видами нематериальных активов являются программные продукты и технологии, товарные знаки, базы данных и электронные архивы, литературные произведения.
Порядок учета НМА
Различают первоначальную и последующую стоимость НМА. Это две разные величины, причем первая из них остается неизменной при налоговом учете. Для оценки исходной цены необходимо учесть способ поступления актива. Всего существует четыре пути:
- Покупка
- Собственная разработка
- Взнос в уставной капитал
- Дарение.
Если компания приобрела НМА, то для расчета исходной цены нужно суммировать все расходы в рамках сделки. Это сумма, затраченная на покупку исключительного права на актив у его обладателя, оплату посреднических услуг, таможенные и другие пошлины, затраты на подготовку к использованию актива компанией.
Если НМА был создан за счет собственных ресурсов, то в стоимость войдут расходы на материал, з/п штатных сотрудников и подрядчиков, затраты на техобслуживание актива, его страхование и амортизацию.
НМА, полученные в порядке дарения, должны оцениваться независимой компанией, которая предоставляет такие услуги. При внесении НМА в уставной капитал организации исходную цену установит учредитель.
Для бухгалтерии и налогового учета также нужно установить срок эксплуатации актива. Период полезного использования при покупке НМА равен времени действия исключительных прав на использование собственности. Если актив создан за счет собственных ресурсов, то срок полезного использования эквивалентен времени эксплуатации актива в заранее установленных целях.
Если в силу особенностей НМА срок эксплуатации неопределяемый, то он может быть установлен в диапазоне от двух до десяти лет. Этот показатель, в первую очередь, важен для налогового учета.
Последующая стоимость нематериальных активов может меняться на протяжении срока эксплуатации, что находит свое отображение в бухгалтерских документах.
В ряде случаев может потребоваться независимая оценка рыночной стоимости НМА. Она необходима, если собственник планирует заключить лицензионное соглашение на использование актива или передает его в залог по кредиту.
На бухгалтерском балансе учет принятия НМА отображается в разделе «Необоротные активы». Счет 04 служит для учета НМА, счет 05 – для их амортизации.
Учет выбытия НМА
Срока полезного пользования НМА ограничен, после чего они выбывают и не числятся на балансе компании. До выбытия собственник имеет право продать, передать безвозмездно или внести актив в уставной капитал. Этими действиями владелец прекращает право собственности, поэтому НМА можно списать с баланса. Если же был подписан договор на использование актива другой компанией в рамках делового соглашения, то НМА по-прежнему сохраняется на балансе прежнего владельца и ведется учет амортизации.
Для снятия НМА с бухучета оформляется специальный акт. Компания может использовать для него собственные фирменные бланки. В документе указана информация об активе и причине списания, остаточная стоимость и сумма амортизации.
Хотите узнать больше о нюансах процедуры постановки на баланс нематериальных активов? Запишитесь на консультацию на удобное для вас время у специалистов компании A4 Law firm.
ВОПРОСЫ?