Как подготовиться к юридической чистоте стартапа?
- Базовые документы, необходимые для запуска стартапа
- Какие пункты стоит прописать в уставе и корпоративном договоре?
- Дополнительные документы для стартапа
- Что ещё стоит принять во внимание?
Как подготовиться к юридической чистоте стартапа?
Создание и запуск стартапа – мероприятие сложное во всех отношениях. Нужно найти идею и правильно ее преподнести, превратить в продукт, который будет интересен целевой аудитории и привлечет внимание инвесторов. Допустим, у вас уже есть отличная идея и стратегия ее реализации. Теперь самое время задуматься о юридических вопросах. По статистике, слишком формальное и легкомысленное отношение к ним является одной из распространенных причин, по которой новые проекты прекращают свою работу. Причина – невозможность привлечь инвестиции и наладить сотрудничество с партнерами в связи с несоответствием их правовым требованиям.
Чтобы заявить о себе как о надежной перспективной компании, новичкам необходимо правильно упаковать свой проект с юридической точки зрения. Для начала работы стартапу требуется сравнительно небольшой перечень документов:
- Пакет корпоративных документов (устав, сертификат о регистрации и тд).
- Соглашение о конфиденциальности/NDA.
- Договоры и акты, подтверждающие переход исключительных прав на продукт компании-стартапу.
- Корпоративный договор между участниками или соглашение об осуществлении деятельности.
Какие пункты стоит прописать в уставе и корпоративном договоре?
Без всякого преувеличения, устав для стартапа является самым важным юридическим документом. Он содержит информацию о правах и обязанностях участников, включая полномочия, схему распределения прибыли, порядок выхода из бизнеса и перехода доли от одного участника другому лицу. Также в уставе прописывают порядок заключения сделок, порядок реорганизации и ликвидации компании. Фактически это основные вопросы, которые определяют объем ответственности каждого участника, его компетенции, имущественные и другие права, договоренности между участниками при совершении крупных сделок, особенности управления компанией. Зачастую быстрее сделать стандартный устав, и это тоже допустимо для стартапа, самое главное после уже регистрации компании предусмотреть все нюансы взаимодействия участников по проекту корпоративным договором.
Еще один важный документ – корпоративный договор. Его иначе называют понятийным соглашением для основателей стартапа. Если бизнес зарегистрирован в форме ООО, то заключается договор об осуществлении прав участников. Для АО подойдет акционерное соглашение.
Без корпоративного договора можно зарегистрировать бизнес, но в целях безопасности все же стоит задуматься о составлении и подписании такого документа. Он поможет предотвратить конфликты внутри компании, так как регулирует вопросы, связанные с реализацией корпоративных прав участниками стартапа.
Корпоративное соглашение и устав имеют огромную ценность для успешного развития проекта. На начальных этапах основатели чаще всего придерживаются единой точки зрения по поводу решения ключевых задач, то по мере роста и развития бизнеса мнения могут расходиться. Это приводит к разногласиям и конфликтам внутри компании, что может положить конец самым успешным начинаниям.
Дополнительные документы для стартапа
Существует перечень дополнительных документов, которые мы рекомендуем для старапа:
- правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции для персонала;
- трудовые договора для наемных работников;
- соглашение о конфиденциальности (NDA).
Такая документация позволит предотвратить негативные правовые последствия при работе с наемными сотрудниками. Вот один из примеров. Компания нанимает на работу дизайнера для создания средств индивидуализации или других нематериальных активов, необходимых для развития проекта. С юридической точки зрения созданные специалистом объекты относятся к интеллектуальной собственности. Исключительные права на результаты творческой деятельности принадлежат автору, то есть, наемному дизайнеру. Основатели стартапа могут использовать данные продукты в рамках действующего законодательства об авторском праве. Дизайнер как владелец исключительного права может разрешить или запретить третьим лицам пользоваться продуктами своей интеллектуальной деятельности. Если собственники компании хотят получить право неограниченно распоряжаться средствами индивидуализации, это должно быть оформлено юридически.
Еще один весьма распространенный случай – судебные конфликты между работодателями и наемными работниками. Если сотрудник обратился с исковым заявлением о незаконном увольнении, нанимателю потребуется предоставить документы, которые подтвердят факт нарушения работником своих должностных инструкций и внутреннего распорядка.
Практика показывает, что избежать тех или иных разногласий не удается ни одной компании. Грамотный подход к решению таких вопросов позволит сохранить свои активы и деловую репутацию, минимизировать негативные последствия для бизнеса.
Специалисты юридической компании A4 Law Firm помогут основателям стартапов обеспечить юридическую чистоту и безопасность своего бизнеса при взаимодействии с инвесторами, контрагентами и заказчиками.
ВОПРОСЫ?