Как передать права на произведение от автора к девелоперской компании?
Крупные девелоперские компании в игровом сегменте задаются вопросом о том, как грамотно взаимодействовать с индивидуальными разработчиками и как оформлять отчуждение всех исключительных прав в свою пользу. О том, какие договорные конструкции опосредуют передачу исключительных прав на произведение, созданное для видеоигры, пойдет речь в настоящей статье.
Оглавление
- Что такое видеоигра?
- Что является объектами интеллектуальной собственности при создании видеоигры?
- Договорные инструменты, опосредующие распоряжение правами на видеоигру и ее элементы
Что такое видеоигра?
Видеоигра по своей природе – это мультисоставной мультимедийный продукт, что следует из п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса РФ. Данное положение именует мультимедийный продукт сложным объектом, состоящим из нескольких, охраняемых правом интеллектуальной собственности, элементов. Однако российские суды признали, что под мультимедийным продуктом следует понимать базу данных или программу для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2010 г. № 09АП-28436/2009 по делу № А40-92328/09-87-526; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2009 г. № 09АП-12653/2009-ГК по делу № А40-93933/08-51821). Согласно ст. 1261 ГК РФ, ЭВМ представляет собой комплекс команд и данных, с помощью которых ЭВМ функционирует в целях достижения определенного результата.
Мы считаем, что сущность видеоигры грамотно отражена в 1240 статье ГК РФ. Это мультимедийный продукт, то есть облаченный в цифровой вид объект, состоящий из нескольких РИД – программ для ЭВМ, произведений, имеющих графическую форму, звукового сопровождения и тд. Данное положение подводит нас к тому, что каждый из элементов видеоигры должен быть грамотно индивидуализирован как в договоре, так и в акте приема-передачи.
В связи со множеством противоречий между Гражданским кодексом РФ и судебной практикой относительно понятия «видеоигра», следует с должной осторожностью относится к данному РИД, чтобы избежать всевозможных рисков возникновения претензий разработчика к приобретателю исключительного права на видеоигру или ее часть.
Что является объектами интеллектуальной собственности при создании видеоигры?
Чтобы дать грамотную оценку юридическим нюансам интеллектуальной собственности в процессе разработки видеоигры, следует определить, какие РИД существуют именно в сфере разработки видеоигр.
Объекты интеллектуальной собственности на видеоигру можно разделить на две группы:
- Результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для создания видеоигры.
В эту группу входит интерфейс, «открытый мир» видеоигры (то есть вселенная, в которой происходят все действия и события), звуковой ряд, видеоряд, озвучка персонажей, цветовая гамма видеоигры, вся графика, включая созданные 3D модели персонажей, архитектуры и др., программный код и, безусловно, сюжет игры.
Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ, права автора на произведение возникают с момента создания данного произведения, для их защиты не требуется регистрация произведения или соблюдение любых других формальных требований. - Интеллектуальная собственность, созданная для факультативной охраны результатов интеллектуальной деятельности.
В эту группу входят промышленные образцы, товарный знак и другие средства индивидуализации охраняемого объекта. В отношении данных объектов интеллектуальной собственности действует правило, согласно которому их защита устанавливается с момента их регистрации (например, ст. 1484 ГК РФ устанавливает защиту товарного знака с момента его регистрации).
Договорные инструменты, опосредующие распоряжение правами на видеоигру и ее элементы
Всего существует 4 договорные конструкции, опосредующие передачи исключительных прав и части исключительных прав на произведения:
- Служебное задание
- Договор об отчуждении исключительных прав
- Договор авторского заказа
- Лицензионный договор
Крупные девелоперские компании, как правило, имеют в штате достаточно специалистов, которые создают отдельные элементы видеоигры и затем соединяют их в единый объект. В данном случае отношения между сторонами оформляются в виде трудового договора, которым предусматривается обязанность работника создавать служебные произведения. Пакет локальной правовой документации девелопера должен содержать Положение о служебных произведениях для того, чтобы передать специалисту в работу создание всей или части видеоигры (разработку 3D модели, создание видеоряда и тд.). Затем следует составить и оформить служебное задание (СЗ), которое представляет собой то же техническое задание (ТЗ), которое дается автору в рамках авторского заказа. Работник приступает к работе и по мере прохождения установленных СЗ этапов создания произведения, предоставляет отчет о выполнении части служебного задания (или, если служебным заданием предусмотрена его сдача после полного его выполнения, предоставляет единый отчет о выполнении служебного задания). В результате разработчик и его работодатель подписывают Акт приема-передачи РИД, разработанных в рамках выполнения работником своих трудовых функций, и соглашение о выплате вознаграждения.
Договор об отчуждении исключительного права предусматривает передачу автором или иным правообладателем всех исключительных прав на произведение заказчику. Такой договор должен заключаться в письменной форме, иначе может возникнуть риск признания соглашения недействительным. Договором должно быть предусмотрено положение, содержащее перечень произведений и прав на них, подлежащих передаче в полном объеме. Договор об отчуждении исключительного права, как правило, является возмездным, поэтому внимание следует уделить грамотной формулировке о том, за отчуждение каких именно прав в каком объеме устанавливается вознаграждение.
Договор авторского заказа имеет свои особенности. Сторона, создающая произведение -автор - обязуется выполнить по заданию заказчика работу - создать определенный в договоре объект интеллектуальной собственности. На практике в договор всегда включается положение об отчуждении прав на произведения автора в пользу заказчика. После выполнения заказа для девелоперской компании, планирующей в дальнейшем дорабатывать видеоигру и продавать ее через специальные маркетплейсы, рекомендуется также составлять акт приема-передачи объекта авторского заказа. Это позволит свести к нулю риск предъявления индивидуальным разработчиком претензии к компании за использование его РИД.
Согласно положениям гражданского законодательства о лицензионном договоре, сторонами соглашения являются лицензиар - правообладатель РИД и лицензиат - лицо, в пользу которого осуществляется временное и частичное или полное отчуждение прав на использование РИД. Особенностью данного соглашения является то, что лицензиат имеет права использовать произведение только в объеме, предусмотренном договором. Лицензионный договор должен предельно четко определять предмет - то есть те конкретные произведения, которые подлежат передаче, и пределы их использования. Например, индивидуальный девелопер создал видеоигру, подобрал цветовую гамму, создал персонажей, подобрал озвучку. Данным произведением заинтересовался инвестор, который готов доработать видеоигру и затем выставить ее на продажу. Данные отношения могут быть оформлены лицензионным договором, предметом которого будут все те элементы, которые перечислены выше и объем использования этих элементов, в данной ситуации – доработка и распространение с целью получения прибыли.
В рамках статьи были рассмотрены юридические тонкости определения понятия «видеоигра» и рассмотрены договорные конструкции, посредством которых может быть оформлена передача исключительных прав на видеоигру и ее отдельные элементы. Не стоит забывать и о дополнительных документах, которые составляются в дополнение к основному соглашению и предоставляют определенные гарантии компании-разработчику. Юристы компании А4 Law Firm готовы предоставить клиентам, осуществляющим деятельность в сфере разработки и коммерциализации видеоигр, всю необходимую документацию и минимизировать риски возникновения спора относительно использования РИД.
ВОПРОСЫ?