Как легально использовать фото с других сайтов?
Снимки появляются в Интернете после того, как кто-то их сделал и выложил на сайт. Это означает, что у контента есть владелец, то есть, правообладатель, и он потратил свои личные ресурсы (силы, время) на создание изображений. Без согласия автора пользователи не могут использовать фотографии в личных и коммерческих целях. Если кто-то скачал чужую фотографию для рекламной кампании, то у законного владельца картинки есть основание подать исковое заявление в связи с нарушением авторского права. Максимальная сумма компенсации, которая может быть назначена судом за нарушение прав интеллектуальной собственности, составляет 5 миллионов рублей. Прежде чем скачивать чужие картинки и фотографии, нужно убедиться, что их владелец не будет против и не устроит судебное разбирательство.
Из этого строгого правила есть исключение, если чужой контент используется в научных, образовательных, культурных или информационных целях. Например, если вам потребовались тематические иллюстрации при подготовке конференции или семинара, то скачивание картинок не повлечет правовых последствий в связи с отсутствием коммерческой выгоды. Если же вы запускаете рекламную кампанию и без ведома владельца используете чужой контент, это расценивается как нарушение закона «Об интеллектуальном праве». С нормами можно ознакомиться в главе 70 ГК РФ. В обиходе размещение любых произведений изобразительного искусства без разрешения правообладателя называется пиратским контентом.
Коммерческим считается использование фотоконтента для создания баннеров, иллюстрации рекламных статей, контекстной рекламы. Если ваш сайт предназначен для продажи товаров и услуг, он является коммерческим, то есть, любой контент так или иначе применяется с целью получения прибыли.
Возможности использования чужого изображения законным способом
Каждый владелец сайта нуждается в качественных изображениях для иллюстрации текстовых материалов. Без них сайт выглядит скучным и неинтересным. Просто набрать поисковый запрос и скачать любую понравившуюся картинку нельзя, так как эти изображения могут защищаться авторским правом. Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуется установить фильтр поиска изображений с лицензиями. Они бывают нескольких типов, поэтому на этот параметр стоит обращать особое внимание.
Если вы пользуетесь фотобанками, там можно найти снимки, которые разрешается использовать бесплатно даже в коммерческих целях. Об этом указано в лицензии. Дополнительно рекомендуется связаться с автором изображения и уточнить информацию о возможностях применения контента. В судебной практике были случаи, когда авторы изображений указывали возможность бесплатного использования объекта интеллектуальной собственности, а затем пытались инициировать судебное разбирательство в связи с нарушением авторских прав. В таких случаях суд обычно встает на сторону пользователя, которого ввели в заблуждение. Еще одна возможная проблема – недобросовестные граждане, которые фактически не являются правообладателями и не имеют оснований для взыскания компенсаций за незаконное использование фотоконтента.
Закон допускает использование изображений без согласия автора в следующих случаях:
- Создание шаржей и карикатур, мемов на основе картинки или фото.
- Указание автора или источника изображения на своем сайте – цитирование. Оно допускается в научных, информационных, учебных, полемических целях.
Если вы собираетесь на постоянной основе сотрудничать с фотографом или художником, использовать созданные им фотографии или рисунки, стоит заключить договор. Он может быть лицензионным или с отчуждением исключительного права. В первом случае права на контент передаются на определенный срок, пока действует лицензионное соглашение. Во втором – пользователь навсегда приобретает исключительное право на контент и может распоряжаться им по своему усмотрению.
Виды лицензий на использование изображений
Существует четыре разновидности лицензий на использование фотоконтента:
- Public Domain предполагает свободное использование изображений без указания авторства. Такая лицензия распространяется на изображения, на которые утрачены интеллектуальные права и они находятся в свободном доступе.
- Лицензия Rights Managed ограничивает использование контента определенным количеством раз.
- Royalty Free – лицензия, позволяющая приобрести право на использование изображений любое количество раз после покупки.
- Лицензия Creative Commons существует в шести разновидностях. Две из них, CC Attribution и CC Attribution – Share Alike, позволяют использовать изображение бесплатно с указанием авторства или источника.
Все типы лицензий в Google переведены на русский язык, поэтому для русскоязычного пользователя не составит труда внимательно изучить информацию и избежать взысканий со стороны правообладателя контента.
Если Вам необходима помощь в вопросе использования Ваших фото сторонними компаниями или Вы хотите законно использовать фотоконтент - наша команда юристов A4 Law Firm готова оказать необходимые услуги.
ВОПРОСЫ?