Инфраструктура рынка цифровых финансовых активов

Выпуск security токенов в России является комплексным и сложным процессом. Несмотря на то, что с 2021 года действует Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с практической точки зрения процесс выпуска цифровых финансовых активов пока сложно осуществим ввиду отсутствия специализированных субъектов, которые законом уполномочены на осуществление контрольной и регулятивной функций. В статье мы расскажем о том, как устроена инфраструктура цифровых и инвестиционных платформ. 

Оглавление

 

Финтех законодательство в России

В нашей предыдущей статье мы частично осветили тему, касающуюся правового статуса цифровых финансовых активов, опираясь на Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ «О ЦФА» 2021г.). Проанализировав термин «токены», который в благоприятных крипто юрисдикциях определяется как цифровые ценные бумаги, мы пришли к выводу, что под цифровыми финансовыми активами (ЦФА) российский законодатель имеет в виду security токены, которые с февраля 2021 года можно будет свободно выпускать. Однако финтех законодательство в России пока не имеет законченный вид, так как ожидается еще и внесение поправок в Налоговый и Уголовный кодексы, а также в кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Более того, с принятием закона о ЦФА остается нерешенным вопрос о том, почему запрещено использовать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары или услуги. Такой правовой недостаток не дает возможности физическим и юридическим лицам использовать криптовалюту как средство платежа, что крайне ограничивает ее использование в Российской Федерации и делает владение криптовалютой нецелесообразным. Вторым пробелом в финтех законодательстве является отсутствие регламентации порядка приобретения иностранных ЦФА на территории России. Исходя из всего вышеперечисленного, очевидным представляется то, что в РФ отсутствует четкая правовая база, способная решить системообразующие вопросы. Поэтому перспективы развития криптоэкономики в РФ туманны.

Правовая база, которую мы будем использовать для определения порядка выпуска security токенов и утилизированных цифровых прав российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  2. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
  5. Указание Банка России от 25.11.2020 N 5635-У;
  6. Положение Банка России от 16 декабря 2020 г. № 746-П;
  7. Указание Банка России от 29.04.2015 N 3629-У "О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37415); 

Требования, предъявляемые к субъектам рынка ЦФА

Оператор информационной системы

Закон о ЦФА 2021 г. определяет основную инфраструктуру организации выпуска ЦФА и выводит на рынок двух специализированных субъектов – оператора информационной системы и оператора обмена цифровых финансовых активов. Определим, в чем заключается особенность их деятельности и какие к ним предъявляются критерии соответствия.

Выпуск и обращение ЦФА возможно исключительно путем добавления записей в информационную систему, базированную на распределенном реестре. Именно в такой системе и предполагается выпуск цифровых финансовых активов. Для контроля и регулирования процесса выпуска и учета ЦФА вводится такой субъект как оператор информационной системы.

Для более четкого понимания напомним, что ранее в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" уже было дано определение термина «оператор информационной системы» – это гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных; а также определение понятия «информационная система» – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Рассмотрим, какие требования предъявляются к оператору информационной системы: 

Общие требования

  1. В соответствии с новым законодательством, оператор информационной системы и его деятельность полностью подотчетна Банку России. Прежде, чем начать деятельность по контролю за выпуском ЦФА, оператор должен быть включен в специальный реестр операторов информационной системы, создаваемый и контролируемый Банком России;
  2. Операторами информационной системы может быть исключительно юридическое лицо, личным законом которого является российское право. Это может быть кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли;
  3. Оператор информационной системы обязан разработать и согласовать правила функционирования информационной системы, которая будет служить платформой для выпуска ЦФА с Банком России. В правилах должен быть отражен порядок внесения изменений в алгоритм работы системы, должны быть предъявлены требования к пользователям информационной системы, а самое главное определен порядок выпуска цифровых финансовых активов и их учета. Оператор также обязан предусмотреть процесс создания и заполнения реестра пользователей информационной системы; 

Квалификационные требования

В соответствии с ч. 5 и 7 ст. 5 ФЗ «О ЦФА» 2021, все органы управления, как единоличные, так и коллегиальные, а также главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролер), руководитель службы управления рисками (лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) обязаны соответствовать:

  1. деловым требованиям, таким как, например, отсутствие непогашенной судимости и сведений об их причастности к экстремистской или террористической деятельности;
  2. квалификационным критериям, которые включают в себя должное образование и опыт руководства финансовой организацией не менее 2 лет (для каждого органа управления и иных лиц, перечисленных выше, требования разнятся, поэтому мы описываем общие критерии соответствия).

Оператор обмена ЦФА

Оператор обмена цифровых активов выполняет свою функцию (оператор обмена) – через него совершаются все сделки, связанные с ЦФА. К сожалению, законодатель не предоставляет исчерпывающий перечень сделок, совершаемых с ЦФА, а только упоминает о сделке купли-продажи ЦФА и обмене ЦФА одного вида на другой. Оператор обмена, в соответствии с ч.3 ст. 10 ФЗ о ЦФА 2021г. включается в специальный реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России. Оператор обмена также проходит проверку на предмет соответствия требованиям, установленных законом.

Во-первых, оператором обмена может быть только юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией либо организатором торговли; это может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация. Общими требованиями являются:

  1. личный закон организации - российское право;
  2. размер уставного капитала – не менее 50 млн.руб.;
  3. размер чистых активов организации – не менее 50 млн.руб.;
  4. в организации создан коллегиальный орган управления, ответственный за управление рисками, то есть следящий за прохождением пользователями информационной системы процедур комплаенса.

Лица, выпускающие ЦФА

Учитывая то, что деятельность по выпуску цифровых прав является предпринимательской, осуществлять ее могут только юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке (ч.3 ст. 2 ФЗ «О ЦФА» 2021). Выпуск цифровых прав не предпринимателями не предусмотрен. Поэтому, если физическое лицо планирует заниматься выпуском ЦФА, ему прежде всего следует пройти процесс регистрации в качестве ИП.

Лица, приобретающие ЦФА

Приобрести цифровые финансовые активы могут как физические, так и юридические лица, однако устанавливается ограничение на осуществления сделок ЦФА, отвечающих определенным критериям. Таким образом, исключительно квалифицированные инвесторы имеют право приобретать ЦФА (Указание Банка России от 25.11.2020 N 5635-У):

  1. выпущенные в информационных системах, основанных в соответствии с иностранным правом;
  2. удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, приобрести которые могут только квалифицированные инвесторы.

Ввиду того, что на данный момент регистрация операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА в едином реестре Банка России еще не запущен, пока достаточно сложно установить порядок приобретения security токенов в России. 

Что касается вопроса об utility токенах, о которых мы говорили в предыдущей статье, процесс выпуска таких цифровых активов регламентируется Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Утилитарные токены, как правило, используются в процессе первичного предложения токенов (ICO) и предоставляются группе людей в рамках определенного проекта. Предположим, компания планирует создать новый продукт и запустить его на рынок, но на его разработку и производство необходимы внушительные инвестиции. Для финансирования своего проекта компания привлекает инвестиции: выпуская утилитарные цифровые права, которые в будущем позволят приобрести продукт компании, предположим за один или два токена. Цена продукта будет составлять в реальности $5000, а токен можно будет купить за $1000. Таким образом, приобретая токен за $1000, экономия составляет $4000. Именно это и представляет собой утилитарные цифровые права. Возможно, возникнет вопрос: чем отличаются security токены от утилитарных цифровых прав? Дело в том, что, купив токен приобретатель не получит доли в компании, а сможет только потребовать оказания ему услуги или предоставления товара.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводит понятие утилитарные цифровые права, которые представляют собой права требования:

  1. передачи вещи;
  2. передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  3. выполнения работ и (или) оказания услуг. 

То есть, утилитарные цифровые права могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться на специализированной инвестиционной платформе, предусмотренной ч. 5 ст. 11 этого Закона, под контролем оператора инвестиционной платформы. К нему также предъявляются требования соответствия закону:

  1. Оператором инвестиционной платформы должно быть юридическое лицо;
  2. Оператор инвестиционной платформы не имеет права совмещать свою деятельность с какой-либо другой деятельностью в финансовой организации, за исключением тех, которые прямо предусмотрены законом (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
  3. Данный субъект должен быть финансово устойчив, поэтому размер его собственного капитала должен составлять не менее 5 млн.руб.;
  4. Оператор инвестиционной платформы обязан утвердить внутренний документ (документы) по управлению конфликтами интересов. 

Таким образом, выпуск утилитарных цифровых прав происходит на инвестиционной платформе под контролем ее оператора, а выпуск ЦФА на цифровой платформе. К оператору платформы, на которой выпускаются утилитарные цифровые права требования предъявляются в меньшем размере (в частности требования к размеру капитала), по сравнению с требованиями, предъявляемыми оператору ЦФА и оператору обмена ЦФА. Как мы уже отмечали инфраструктура цифровых финансовых активов только начинает формироваться и зарегистрированных, назовем их общим термином – операторов пока нет. 

ОСТАЛИСЬ
ВОПРОСЫ?

Актуальные новости и статьи

18Май
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено заключение договора в мессенджере, зачастую существует большое количество нюансов, связанных с заключением таких договоров. О том, как правильно заключить договор в мессенджере, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
13Май
При реализации внутриигровых ценностей или иных In-App Purchases, у разработчика возникает обязанность по уплате НДС по общему правилу. Однако, все зависит от применяемой системы налогообложения и лицензионного договора с конечным пользователем. О том, какие нюансы могут возникнуть в работе с площадками и налогообложении, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
04Май
Юрисдикция ОАЭ, в текущих политических реалиях, является одной из наиболее привлекательных для релокации бизнеса. О том, как открыть компанию в ОАЭ, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
29Апрель
Опцион на долю представляет собой соглашение, по которому доля компании переходит от одной стороны к другой при наступлении определенных событий. О том, как избежать самых распространенных ошибок при оформлении опциона, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
26Апрель
Процедура реорганизации компании путем слияния или поглощения – это одна из форм преобразования деятельности компании. При слиянии две самостоятельные компании объединяются в одну, при поглощении же одна компания приобретает другую, которая теряет самостоятельность. О том, как правильно провести процедуру реорганизации, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
22Апрель
С активным приходом технологий криптовалюты и блокчейна, меняется и традиционно сложившийся подход к инвестированию в проекты. Если ранее требовался длительный и сложный процесс выведения компании на IPO, либо же тяжелое оформление отношений с инвесторами, то на данный момент возможно решить эту проблему путем проведения ICO – первичного предложения токенов. О том, как правильно провести ICO, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
19Апрель
С развитием IT индустрии увеличилось внимание инвесторов к подающим надежды стартапам, главной целью которых на первых этапах их развития является привлечение инвестиций. О том, как правильно привлечь инвестиции в стартап, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
14Апрель
Опционные соглашения позволяют сторонам заключить сделку, исполнение обязательств по которой будет возникать в момент соответствующего требования одной стороны к другой. Опционные соглашения являются эффективным инструментом при инвестировании и заключении иных сделок.
Узнать подробнее
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Нажимая кнопку подписаться я соглашаюсь, с политикой обработки персональных данных
+7 (499) 841-05-05
г. Москва, Новоданиловская наб.,
дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза"
a4lawfirm.ru
г.Москва г. Москва, Новоданиловская наб., дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза" +7 (499) 841-05-05 info@a4lawfirm.ru