Договорная конструкция маркетплейса

Любой маркетплейс требует оформления отношений в виде договоров. Во-первых, маркетплейс устанавливает права и обязанности с поставщиками, которые будут распространять товары/услуги через маркетплейс. Во-вторых, маркетплейс должен урегулировать отношения с покупателями, которые будут пользоваться платформой. При этом моделей маркетплейсов бывает множество, поэтому нельзя выбрать одну универсальную договорную конструкцию. Какие варианты договоров доступны для маркетплейсов, вы можете прочитать в этой статье.

Содержание:

Договоры маркетплейса с поставщиками

Агентская модель между маркетплейсом и поставщиком

Наиболее распространенным способом оформления отношений с поставщиками является агентирование. Эта модель закреплена в гражданском законодательстве. При заключении агентского договора за вознаграждение агент будет совершать по поручению принципала юридические действия: от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Следовательно, маркетплейс выступает агентом, а поставщики – принципалами. Важным является вопрос, у кого возникнут права и обязанности по такому договору: у маркетплейса-агента или поставщика-принципала? Ответ зависит от модели, а именно от чьего имени заключается договор:

  • Если от имени агента, то и у него возникают права и обязанности, даже если в договоре упомянут принципал или он исполняет сделку;
  • Если от имени принципала, то права и обязанности возникают у принципала. 

На практике это влияет на вопрос: к кому могут быть предъявлены требования покупателем. Однако если маркетплейс работает в сфере B2C (business-to-consumer), будет применяться Закон «О защите прав потребителей», в котором императивно установлена ответственность агрегаторов, производителей и продавцов. На эти нормы модель агентского договора не влияет. Более подробно про ответственность агрегатора вы можете прочитать в нашей статье «Как запустить маркетплейс».

Эта модель реализуется, если маркетплейс участвует в отношениях, в том числе расчетах, однако он не является стороной договора с конечным покупателем, маркетплейс лишь представитель. При выборе модели агентирование стоит помнить, что это также влияет на налогообложение. При выборе этого договора агенту необходимо предоставлять отчеты. Частота и сроки должны быть предусмотрены договором.

Договор возмездного оказания услуг между маркетплейсом и поставщиком

Если же маркетплейс играет минимальную роль и лишь собирает всю информацию, но не участвует в переводе средств за товар/услугу, то стоит заключать договор возмездного оказания услуг. Сущность отношений между маркетплейсом и поставщиком будет иная. Это стоит отразить и в предмете договора: необходимо указать, какие обязанности есть у маркетплейса и поставщика друг перед другом. 

Дополнительные условия в договоре маркетплейса: хранение и доставка

Модели маркетплейсов варьируются и стороны не ограничены в выборе конструкции, поэтому они могут перераспределить обязанности и отступить от классической модели. Это найдет отражение и в договоре. Во-первых, маркетплейс может взять на себя функцию доставки товаров, следовательно, ответственность за это будет нести также он. Во-вторых, маркетплейс может брать на себя обязанность хранения товаров, это требует большего количества ресурсов со стороны маркетплейса. Тем не менее, договор должен отражать фактические отношения. 

Договоры маркетплейса с покупателями

Отношения со второй стороной зависят от модели с поставщиком. Если маркетплейс обладает правом собственности на продаваемые товары, то он будет продавцом, а заключаемый договор – классической куплей-продажей. Однако если к поставщику не переходило право собственности, что более вероятно, то с покупателем будет заключен договор возмездного оказания услуг. 

Таким образом, в статье были раскрыты лишь основные модели договоров. Договоры производны от алгоритмов самого маркетплейса, в первую очередь от процедур расчета. Выбирая ту или иную конструкцию, необходимо заполнить ее содержанием – конкретными условиями. Разработка договора – важный процесс, поскольку он влияет на ответственность маркетплейса в будущем и его налогообложение. Если у вас возникли вопросы или вам необходима помощь с составлением договора, свяжитесь с юристами A4 Law Firm.

ОСТАЛИСЬ
ВОПРОСЫ?

Актуальные новости и статьи

18Май
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено заключение договора в мессенджере, зачастую существует большое количество нюансов, связанных с заключением таких договоров. О том, как правильно заключить договор в мессенджере, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
13Май
При реализации внутриигровых ценностей или иных In-App Purchases, у разработчика возникает обязанность по уплате НДС по общему правилу. Однако, все зависит от применяемой системы налогообложения и лицензионного договора с конечным пользователем. О том, какие нюансы могут возникнуть в работе с площадками и налогообложении, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
04Май
Юрисдикция ОАЭ, в текущих политических реалиях, является одной из наиболее привлекательных для релокации бизнеса. О том, как открыть компанию в ОАЭ, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
29Апрель
Опцион на долю представляет собой соглашение, по которому доля компании переходит от одной стороны к другой при наступлении определенных событий. О том, как избежать самых распространенных ошибок при оформлении опциона, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
26Апрель
Процедура реорганизации компании путем слияния или поглощения – это одна из форм преобразования деятельности компании. При слиянии две самостоятельные компании объединяются в одну, при поглощении же одна компания приобретает другую, которая теряет самостоятельность. О том, как правильно провести процедуру реорганизации, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
22Апрель
С активным приходом технологий криптовалюты и блокчейна, меняется и традиционно сложившийся подход к инвестированию в проекты. Если ранее требовался длительный и сложный процесс выведения компании на IPO, либо же тяжелое оформление отношений с инвесторами, то на данный момент возможно решить эту проблему путем проведения ICO – первичного предложения токенов. О том, как правильно провести ICO, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
19Апрель
С развитием IT индустрии увеличилось внимание инвесторов к подающим надежды стартапам, главной целью которых на первых этапах их развития является привлечение инвестиций. О том, как правильно привлечь инвестиции в стартап, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
14Апрель
Опционные соглашения позволяют сторонам заключить сделку, исполнение обязательств по которой будет возникать в момент соответствующего требования одной стороны к другой. Опционные соглашения являются эффективным инструментом при инвестировании и заключении иных сделок.
Узнать подробнее
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Нажимая кнопку подписаться я соглашаюсь, с политикой обработки персональных данных
+7 (499) 841-05-05
г. Москва, Новоданиловская наб.,
дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза"
a4lawfirm.ru
г.Москва г. Москва, Новоданиловская наб., дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза" +7 (499) 841-05-05 info@a4lawfirm.ru