Что предусмотреть в договоре с продюсером?

Создание видеоролика становится все более простым с технической точки зрения. Однако высокая конкуренция приводит к усложнению контента, и он включает в себя множество объектов авторских прав. Создание видеоролика требует определенной организации проекта. Эту роль выполняет продюсер. Именно продюсер берет на себя инициативу и несет ответственность (п. 44 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 №10). 

Содержание:

Договор между продюсером и автором

Кому будет принадлежать исключительное право

Деятельность продюсера не является творческой, в связи с чем он не становится автором таких произведений, поэтому авторские права возникают у авторов элементов видеоролика (режиссера, сценариста, композитора). Среди авторских прав стоит выделить исключительное право, от наличия которого зависит возможность использовать произведение. Исключительное право на весь видеоролик в целом принадлежит продюсеру. Однако исключительного права на входящие элементы у продюсера нет. В связи с этим оно может возникнуть только в случае заключения договора (п. 1 ст. 1240 ГК РФ).

Договор может быть либо лицензионным, либо об отчуждении исключительного права. В первом случае право использования переходит с некоторыми ограничениям, например, по сроку и целям. Во втором случае происходит переход исключительного права, при котором бывший правообладатель больше не может влиять на использование видеоролика. Более подробно прочитать про эти виды договоров вы можете в статьях от наших юристов.

Первый вопрос, который необходимо решить автору, как он передаст исключительное право продюсеру: с ограничениями или без. Если автор создает объект специально для видеоролика, то соглашение будет рассматриваться как договор об отчуждении права, только если стороны не предусмотрят лицензионный договор (п. 1 ст. 1240).

Однако если объект уже был создан ранее не для конкретного видеоролика и между автором и продюсером заключается соглашение, то оно будет рассматриваться как лицензионное. Если стороны хотят отчуждать исключительное право, то необходимо написать, что оно передается в полном объеме (п. 3 ст. 1233).

Допустимые ограничения по лицензионному договору

Лицензионный договор для использования объекта авторского права в составе видеоролика будет отличаться от обычного лицензионного договора. Как показывает практика, в таком договоре могут быть установлены ограничения только по (1) сроку и (2) территории (А40-76743/2019). Иные ограничения будут признаны недействительными (п. 2 ст. 1240 ГК РФ).

Вознаграждение автору

Этот вопрос является обязательным при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права. Существует четыре основные модели вознаграждения:

  1. Разовый платеж;
  2. Периодические платежи;
  3. Процент от прибыли;
  4. Сочетание этих способов.

Эти же правила применимы к договору между продюсером и исполнителем.

Более подробные аспекты можно прочитать в статьях, посвященных этим договорам.

Договор между продюсером и заказчиком

Очередность получения денежных средств заказчиком

В случае создания видеоконтента может быть использована модель инвестирования компании, занимающейся съемкой (А40-51703/2016). В этом случае исключительные права остаются у продюсера, однако он обязуется вернуть средства после публикации видео. В таком случае необходимо установить очередность выплат инвестору и продюсеру. В случае получения дохода первым денежные средства получает инвестор в объеме, который он передал продюсеру. Затем продюсер возмещает свои расходы. После этого следует установить пропорцию для распределения дохода между ними.

При этом, если продюсер не выполняет свою обязанность по созданию аудиовизуального произведения, нельзя в суде принудить его снять видеоролик. Для заказчика единственным вариантом остается взыскание убытков. Видеоролик – результат творческого труда авторов. Продюсер к ним не относится, в связи с этим к нему могут быть предъявлены только имущественные требования (А40-51703/2016).

Урегулирование споров относительно авторских прав третьих лиц

Это условие договора связано с первоначальным возникновением исключительных прав у авторов объектов, которые все входят в аудиовизуальное произведение. Договором может быть предусмотрена обязанность продюсера заключить договоры с авторами без дополнительной оплаты заказчика, чтобы заказчик мог использовать аудиовизуальное произведение. Из этой обязанности следует и другая - урегулировать споры, возникающие с правообладателями объектов, входящих в видеоконтент (А56-5865/2015).

Таким образом, договор продюсера как с авторами, так и с заказчиками может содержать в себе множество условий, которые устранят возможные споры в будущем. При заключении договор между продюсером и автором следует обязательно предусмотреть вопрос перехода исключительного права к продюсеру, а также вопрос вознаграждения. В случае соглашения между продюсером и заказчиком следует предусмотреть порядок распределения прибыли, а также обязанности продюсера гарантировать наличие исключительных прав на объекты, входящие в видео.

ОСТАЛИСЬ
ВОПРОСЫ?

Актуальные новости и статьи

18Май
Несмотря на то, что законодательством предусмотрено заключение договора в мессенджере, зачастую существует большое количество нюансов, связанных с заключением таких договоров. О том, как правильно заключить договор в мессенджере, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
13Май
При реализации внутриигровых ценностей или иных In-App Purchases, у разработчика возникает обязанность по уплате НДС по общему правилу. Однако, все зависит от применяемой системы налогообложения и лицензионного договора с конечным пользователем. О том, какие нюансы могут возникнуть в работе с площадками и налогообложении, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
04Май
Юрисдикция ОАЭ, в текущих политических реалиях, является одной из наиболее привлекательных для релокации бизнеса. О том, как открыть компанию в ОАЭ, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
29Апрель
Опцион на долю представляет собой соглашение, по которому доля компании переходит от одной стороны к другой при наступлении определенных событий. О том, как избежать самых распространенных ошибок при оформлении опциона, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
26Апрель
Процедура реорганизации компании путем слияния или поглощения – это одна из форм преобразования деятельности компании. При слиянии две самостоятельные компании объединяются в одну, при поглощении же одна компания приобретает другую, которая теряет самостоятельность. О том, как правильно провести процедуру реорганизации, вы можете прочитать в данной статье
Узнать подробнее
22Апрель
С активным приходом технологий криптовалюты и блокчейна, меняется и традиционно сложившийся подход к инвестированию в проекты. Если ранее требовался длительный и сложный процесс выведения компании на IPO, либо же тяжелое оформление отношений с инвесторами, то на данный момент возможно решить эту проблему путем проведения ICO – первичного предложения токенов. О том, как правильно провести ICO, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
19Апрель
С развитием IT индустрии увеличилось внимание инвесторов к подающим надежды стартапам, главной целью которых на первых этапах их развития является привлечение инвестиций. О том, как правильно привлечь инвестиции в стартап, вы можете прочитать в данной статье.
Узнать подробнее
14Апрель
Опционные соглашения позволяют сторонам заключить сделку, исполнение обязательств по которой будет возникать в момент соответствующего требования одной стороны к другой. Опционные соглашения являются эффективным инструментом при инвестировании и заключении иных сделок.
Узнать подробнее
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Нажимая кнопку подписаться я соглашаюсь, с политикой обработки персональных данных
+7 (499) 841-05-05
г. Москва, Новоданиловская наб.,
дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза"
a4lawfirm.ru
г.Москва г. Москва, Новоданиловская наб., дом 6, корп. 1, БЦ "Данилов плаза" +7 (499) 841-05-05 info@a4lawfirm.ru