Чек-лист для запуска маркетплейса
- Чек-лист для запуска маркетплейса
- Организация бизнес-процессов
- Разработка договорной базы
- Какие риски существуют в работе маркетплейсов?
Маркетплейсы – крупные торговые площадки, позволяющие поставщикам найти новых покупателей, а потребителям – познакомиться с новыми брендами. На сегодняшний день это одна из самых перспективных отраслей электронной коммерции. На маркетплейсах представлены товары и услуги от разных продавцов, что привлекает больше покупателей по сравнению с обычным интернет-магазином. В данной статье вы найдете полезную информацию о том, как запустить маркетплейс.
Организация бизнес-процессов
Первое, с чего стоит начать, – это составление плана по организации бизнес-процессов. По закону покупателями на торговой площадке могут выступать физические и юридические лица. От этого зависят условия соглашения между сторонами сделки. Также нужно определиться с перечнем поставщиков и категориями товаров, которые будут продаваться через вашу платформу.
Прием и безопасность платежей – важный вопрос, который предстоит решить перед запуском маркетплейса. Для этого необходимо определиться с перечнем банков и платежных систем, через которые будут проводиться расчеты. Также владелец торговой площадки должен продумать комиссионные вознаграждения, которые будут выплачиваться пользователями платформы за посреднические услуги, и свое участие в расчетах между продавцами и покупателями.
В зависимости от политики платформы она может взять на себя функции посредника при разрешении споров между покупателями и продавцами, организовать доставку заказов, предложить участникам работу в режиме «безопасная сделка».
Разработка договорной базы
Нормативно-правовая база для работы торговой площадки составляется с учетом бизнес-процессов. Для функционирования маркетплейса нужно подготовить образцы договоров с поставщиками, покупателями, между продавцом и покупателем. Также следует разработать соглашение об использовании АСП, текст согласия на обработку персональных данных и политику обработки ПД.
Важно не только разработать, но и правильно разместить документы на сайте. На главной и других страницах сайта посетитель должен видеть ссылку на основные документы, которые содержат правила пользования сервисом. Если пользователь оставляет персональные данные, он предварительно должен ознакомиться с политикой обработки ПД и дать согласие на обработку информации.
При акцепте все договоры должны быть доступны по ссылке. Если акцептовать договор должно юрлицо, в целях безопасности используйте верификационный платеж или заявление о присоединении.
Какие риски существуют в работе маркетплейсов?
Как и любой бизнес, запуск маркетплейса сопряжен с определенными рисками. Вот основные ошибки, которые могут помешать проекту прийти к успеху:
- Разработка продукта без изучения спроса: ввиду высокой конкуренции нужно убедиться, что ваша торговая площадка будет востребована продавцами и покупателями.
- Неправильно выбранная технология разработки маркетплейса: при небольшом бюджете можно создать продукт на основе типового шаблона, однако у такого решения меньше возможностей для кастомизации. Индивидуальная разработка обойдется гораздо дороже, но ее в дальнейшем проще развивать, внедрять новые функции. С другой стороны, если все средства уйдут на разработку, внедрение новых функций, то не останется ресурсов на привлечение пользователей из-за нехватки бюджета.
- Неудобный или недостаточно продуманный дизайн сервиса гарантированно снижает интерес к нему со стороны пользователей.
- Как и любой другой сайт, маркетплейс может подвергаться взысканиям и даже блокировке за допущенные нарушения. В первую очередь, это касается продажи через сайт запрещенных товаров. Также к владельцу маркетплейса могут предъявляться претензии в случае размещения текстового и фотоконтента, нарушающего авторские права третьих лиц.
Среди самых актуальных вопросов, которые появляются при запуске маркетплейса, – оплата налогов. В первую очередь, это касается работы с физлицами, которые зарегистрированы как поставщики. При грамотном составлении договора электронная площадка не является налоговым агентом и не платит НДФЛ, так как маркетплейс становится источником выплат, а не дохода. Как показывает практика, по этим моментам часто возникают спорные вопросы, так как многие определения в нормативно-правовой базе не имеют единой трактовки. При возникновении претензий со стороны местных органов ФНС владельцу платформы целесообразно обратиться за помощью к юристу, который разъяснит все нюансы. Это поможет избежать негативных последствий для деловой репутации и отстоять финансовые интересы бизнеса.
Специалисты юридической компании A4 Law Firm готовы помочь вам в решении правовых вопросов, которые возникают при запуске и работе маркетплейсов.
ВОПРОСЫ?